• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site
Courses
ФКН
Contacts

115054, Moscow 21/4 Staraya Basmannaya ul.

Phone: +7 (495) 772-95-90 * 12481

Email: fldepartment@hse.ru; langhse@gmail.com

Administration
Head of the School Ekaterina Kolesnikova

Secretary's phone number: +7 (495) 772-95-90 ext. 23152

Deputy Head of the School Nadezhda Vradiy
Maria Popugaeva
Deputy Head of the School Maria Popugaeva
Book chapter
Symbolic meaning of numbers in Chinese and Russian culture
In press

Baglai N. O.

In bk.: Новый мир. Новый язык. Новое мышление. Выпуск VII: Материалы VII международной научно-практической конференции. M.: Дипломатическая академия Министерства иностранных дел Российской Федерации, 2024.

Working paper
Digital resources on the Uralic languages of Siberia: an overview, evaluation and application

Fedotova I.

Arts and Humanities. No. osf.io, 2023

Educational Psychology and Methodology of Teaching Foreign Languages

2020/2021
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
9
ECTS credits
Type:
Elective course
When:
3 year, 1-4 module

Instructors

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая программа предназначена для студентов образовательной программы "Иностранные языки и межкультурная коммуникация", по специальности "Теория и методика преподавания иностранных языков". Особенностью данной дисциплины является развитие профессиональных знаний и умений в области преподавания иностранных языков и подготовка студентов к педагогической практике – к самостоятельной работе учителя иностранного языка. В данном курсе рассматриваются как методические, так и психологические аспекты преподавания иностранных языков.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • формирование у студентов представлений о психике человека, закономерностях познания, особенностях формирования и развития личности, социально-психологических феноменах поведения человека в группе, эффективных способах саморегуляции и коммуникации.
  • формирование у студентов представлений о существующих нормативных документах (ФГОС, примерные образовательные программы, CEF) определяющих специфику развития системы образования на современном этапе в целом, и о системе непрерывного языкового образования как его неотъемлемой части
  • формирование у студентов знаний о современных требованиях к уровню развития всех компонентов иноязычной коммуникативной компетенции в соответствие с ФГОС и Европейской шкалой компетенций (CEFR)
  • формирование у студентов представлений о принятых в системе языкового образования способах контроля всех компонентов иноязычной коммуникативной (языковой, речевой, социокультурной, учебно-познавательной, компенсаторной) компетенции обучающихся
  • развитие у студентов умений применять теоретическую информацию для анализа существующих УМК по иностранному языку, а также для разработки фрагментов урока по обучению отдельным аспектам языка и видам речевой деятельности;
  • формирование у студентов опыта применения знаний для планирования уроков, анализа и самоанализа проведенных уроков;
  • формирование у студентов способности выбирать оптимальные формы учебного взаимодействия с учетом специфики целевой аудитории и учебной ситуации при планировании фрагментов урока;
  • формирование у студентов способности выбирать оптимальные формы учебного взаимодействия с учетом специфики целевой аудитории и учебной ситуации при планировании фрагментов урока;
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • владеть базовой терминологий методики преподавания иностранных языков
  • владеть базовой терминологией методики преподавания иностранных языков; навыками планирования и проведения фрагмента урока
  • владеть базовой терминологией методики преподавания иностранных языков
  • уметь спланировать и провести фрагмент урока
  • уметь анализировать фрагмент урока, посвящённый обучению говорению
  • умеет спланировать и провести фрагмент урока и проанализировать фрагмент урока, посвящённый обучению
  • владеть навыками анализа упражнения на соответствие программам
  • уметь проанализировать видео-урок по плану
  • уметь спланировать, провести и проанализировать урок с использованием альтернативных методов преподавания
  • уметь выбрать и разрабатывать задания для подготовки к ОГЭ, ЕГЭ и Олимпиадам
  • знать особенности преподавания иностранного языка дошкольникам и младшим школьникам
  • уметь проанализировать УМК и определить плюсы и минусы
  • уметь подбирать дополнительные ресурсы для обучения ИЯ
  • уметь проводит рефлексию педагогической деятельности
  • знать особенности мотивационной сфер участников образовательного процесса;
  • владеть способами обеспечения мотивации на уроках по иностранным языкам
  • знать особенности познавательных процессов, эмоциональной и мотивационной сфер участников образовательного процесса
  • иметь первичные навыки работы с людьми подросткового возраста для решения практических задач, связанных с возрастным развитием
  • иметь первичные навыки работы с взрослыми людьми для решения практических задач, связанных с обучением иностранным языкам
  • иметь представлении об организации образовательного процесса в рамках культуросообразных подходов
  • знать историю развития методики как науки
  • знать цели, содержание, принципы обучения лексики. уметь использовать разные способы семантизации лексики. уметь проанализировать/провести фрагмент урока, посвященного обучению лексика
  • владеть базовой терминологией методики преподавания иностранных языков уметь спланировать и провести фрагмент урока анализировать фрагмент урока, посвящённый обучению рецептивным видам речевой деятельности
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Цели и содержание обучения иностранным языкам. Базовые категории методики.
    Цели и содержание обучения иностранным языкам. Базовые категории методики. Методические принципы. Содержание обучения иностранным языкам. Средства обучения. Методы и приемы. ИКК
  • Мотивация к обучению иностранных языков
    Понятие мотивации. Виды мотивации. Способы обеспечение мотивации на занятиях по ИЯ.
  • Ценностно -ориентационный компонент ИКК
    Ценности, установки, эмоции
  • Нормативные документы
    Нормативные документы (ФГОС, примерных программ, авторских программ УМК и т. д.).
  • Обучение аспектам языка. Обучение лексике.
    Цели, содержание, принципы обучения лексике. Способы семантизации лексики. Приемы ознакомления с лексическими единицами. Контроль сформированности лексических навыков.
  • Обучение грамматике.
    Обучение грамматике. Что значит знать грамматику. Подходы и методы в обучении грамматике.
  • Обучение аспектам языка. Обучение фонетике.
    Обучение аспектам языка. Сущность обучения фонетике. Подходы в обучении фонетике. Контроль сформированности фонетических навыков.
  • Обучение рецептивным видам речевой деятельности.
    Чтение как цель и средство обучения.Механизмы чтения. Виды чтения и их роль в процессе обучения и реального общения. Этапы работы с текстом. Контроль сформированности навыков и умений чтения. Аудирование как цель и средство обучения. Механизмы аудирования. Трудности при обучении аудированию. Развитие умений аудирования. Этапы работы над аудиотекстом. Контроль сформированности умений аудирования.
  • Обучение говорению.
    Обучение говорению. Этапы построения урока по говорению. Создание необходимых опор.
  • Обучение письму.
    Обучение письму. этапы обучения письму. Проблемы, с которыми сталкиваются учащиеся при обучении говорению
  • Планирование урока. Анализ урока.
    Планирование урока. Этапы урока. Анализ урока.
  • Активные методы преподавания иностранных языков.
    Активные методы преподавания иностранных языков. Дискуссии дебаты.
  • Языковой контроль в школе. Альтернативные формы контроля.
    Языковой контроль в школе. Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ. Анализ заданий ОГЭ, ЕГЭ. Олимпиады.
  • Методика обучения иностранным языкам дошкольников и младших школьников.
    Методика обучения иностранным языкам дошкольников и младших школьников. Специфика обучения дошкольников и младших школьников. Подходы, методы и технологии применяемые на данном этапе.
  • Обучение ИЯ подростков
    Методика обучения иностранным языкам подростков. Специфика. Подходы, методы и технологии.
  • Выбор и оценка УМК.
    Выбор и оценка УМК. Критерии оценки УМК. Дополнение УМК.
  • Выбор и использование дополнительных ресурсов.
    Выбор и использование дополнительных ресурсов. Оценка дополнительных ресурсов. Способы их применения на занятиях.
  • Итоги педагогической практики.
    Итоги педагогической практики. Обсуждение ситуаций, произошедших на практике. Рефлексия. Попытка создания траектории дальнейшего развития.
  • Особенности обучения ИЯ взрослых
    Методика обучения иностранным языкам взрослых. Специфика обучения. Подходы, методы и технологии.
  • Культуросообразные подходы в обучении ИЯ
    Классификация подходов. Преимущество межкультурного подхода к обучению ИЯ. Технология обучения ИЯ в рамках культуросообразных подходов.
  • Становление методики как науки
    История отечественной и зарубежной методики
  • Психология.
    Введение в психологию развития и возрастную психологию Культурно-историческая психология образования: возрастной аспект Младенчество – вхождение в мир Раннее детство – от действия к мысли Дошкольное детство – игра и познавательная активность Младший школьник – учебная деятельность и умение учиться Отрочество – общаться и/или учиться? Юность – жизненное и профессиональное самоопределение Молодость – обучение и вхождение в профессию Зрелость и старость: чему и как могут учиться взрослые?
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
    Проигрывание уроков, фотографии урока, терминологические диктанты, практические задания, презентации). Элементы, входящие в аудиторную работу, не подлежат пересдаче. Если студент отсутствует на занятии, то выставляется 0.
  • неблокирующий Домашняя работа
    Составление ментальных карт, подготовка планов урока, анализа уроков, анализ УМК. Если студент отсутствовал на занятии по уважительной причине, подтвержденной документально, то работа может быть представлена в течение 3х рабочих дней после выздоровления.
  • неблокирующий Тесты
  • неблокирующий Работа на лекции
    квизы, участие в дискуссиях. Квизы, проводимые на лекциях, не подлежат пересдаче. Если студент отсутствует, то выставляется 0.
  • неблокирующий Онлайн курс
    Студенты самостоятельно проходят онлайн курс https://openedu.ru/course/hse/PSYHO/#. По завершению студенты выполняют контрольную работу
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проходит в онлайн-формате на платформе Smart LMS Перед началом экзамена студент обязан показать свой студенческий билет. Экзамен проводится в письменной форме дистанционно с прокторингом в MSTeams. Экзамен состоит из 1 вопроса . Общее время Экзамена – 60 минут. Перерыв в процессе Экзамена не предусмотрен. 3. Язык проведения экзамена - русский. 4. Для участия в экзамене студенту необходимо: Подготовить документ, удостоверяющий личность (оригинал паспорта, разворот с именем и фотографией) для идентификации перед началом выполнения экзаменационного задания; Проверить работу видеокамеры, микрофона, наушников или динамиков, скорость работы сети Интернет (для наилучшего результата рекомендуется подключение компьютера к сети через кабель); Подготовить необходимые для выполнения экзаменационных заданий инструменты (ручки, белые листы формата А4 для черновика); Отключить в диспетчере задач компьютера иные приложения, кроме браузера, в котором будет выполняться вход на платформу LMS. В случае, если одно из необходимых условий участия в экзамене невозможно выполнить, следует проинформировать об этом сотрудника учебного офиса для принятия решения об участии студента в экзамене. 5. Студент-участник экзамена обеспечивает технические требования к ПК студента, проводит итоговую проверку ПК студента не позднее чем за 24 часа до экзамена: экзамен может быть выполнен на стационарном компьютере или ноутбуке (мобильные устройства поддерживаются/ не поддерживаются). • достаточный уровень освещенности; • низкий уровень шума; • отсутствие помех передачи видео - и аудиосигнала; • наличие исправной и включенной веб-камеры (включая встроенные в ноутбуки); • наличие исправного и включенного микрофона (включая встроенные в ноутбуки); • наличие постоянного интернет-соединения со скоростью передачи данных от пользователя не ниже 5 Мбит/сек. Если возникли проблемы с видео или аудио связью до начала экзамена, необходимо предупредить об этом преподавателя и менеджера ОП по корпоративной почте (одним письмом). В письме необходимо детально описать ситуацию и приложить подтверждающие материалы (скриншот экрана, включающий системное время создания скриншота/ фото, видео и т.д.). (п.3 Приложения 16 к Положению об организации промежуточной аттестации ) 6. Во время письменной части экзамена студенту запрещено: • выключать видеокамеру, микрофон; • пользоваться автокорректорами, конспектами, учебниками, прочими учебными материалами; • покидать место выполнения экзаменационного задания (выходить за угол обзора камеры); • пользоваться наушниками, гарнитурами, за исключением периода экзамена, когда выполняются задания раздела Аудирование. • пользоваться умными гаджетами (смартфон, планшет и др.); • привлекать посторонних лиц для помощи в написании экзамена, разговаривать с посторонними во время выполнения заданий; • вслух громко зачитывать задания; 7. Нарушения связи в процессе Экзамена: Кратковременным нарушением связи в период Экзамена считается потеря сетевой связи студента с платформой Smart LMS не более 5 минут. Если во время экзамена возникли кратковременные нарушения связи (до 5 минут) со стороны студента: • во время письменной части - студент будет иметь возможность выполнить другой вариант письменной работы. (п.2.4 Приложения 16 к Положению об организации промежуточной аттестации ) Долговременным нарушением связи во время Экзамена считается потеря сетевой связи студента с платформой LMS 5 минут и более. Продолжить выполнение задания в случае долговременного нарушения связи не представляется возможным. В случае долговременного нарушения связи с платформой LMS во время выполнения экзаменационного задания, студент должен зафиксировать факт потери связи с платформой (сделать скриншот, фотографию всего экрана, чтобы было видно время и окно приложения/сайта, получить о
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.2 * Аудиторная работа + 0.2 * Домашняя работа + 0.2 * Работа на лекции + 0.2 * Тесты + 0.2 * Экзамен
  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.2 * Аудиторная работа + 0.2 * Домашняя работа + 0.15 * Онлайн курс + 0.1 * Работа на лекции + 0.15 * Тесты + 0.2 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Беляева Л. А. - ИНТЕРАКТИВНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ. ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА. Учебное пособие для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 157с. - ISBN: 978-5-534-11037-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/interaktivnye-sredstva-obucheniya-inostrannomu-yazyku-interaktivnaya-doska-444070
  • Гулевич О. А., Сариева И. Р. - СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ 3-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 424с. - ISBN: 978-5-534-05490-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/socialnaya-psihologiya-432788
  • Отв. ред. Трубицина О. И. - МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ. Учебное пособие для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 384с. - ISBN: 978-5-534-11656-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/metodika-obucheniya-inostrannomu-yazyku-445845

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Возрастная психология: учеб. пособие / Б.Р. Мандель. — М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2017. — 352 с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/891792
  • Комаров А. С. - МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ. ИГРЫ И ПЬЕСЫ 3-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 156с. - ISBN: 978-5-534-06427-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/metodika-obucheniya-angliyskomu-yazyku-igry-i-pesy-438829