Форсайт-дискуссия “Векторы и перспективы развития национальной системы оценивания компетенций владения иностранным языком”
11 апреля 2023 года Школа иностранных языков НИУ ВШЭ провела форсайт-дискуссию “Векторы и перспективы развития национальной системы оценивания компетенций владения иностранным языком”.
Форсайт-дискуссия проводилась в рамках секции «Образование» XXIV Ясинской (Апрельской) международной научной конференции, которая является крупнейшей по числу участников и представительству международного исследовательского сообщества.
В рамках Форсайт-дискуссии эксперты рассмотрели актуальные для многих исследователей и практиков образования вопросы о том, какие изменения произошли в системе оценивания результатов языкового образования в условиях быстрых инноваций в проектировании содержания обучения, индивидуализации образовательных траекторий, масштабной цифровизации образовательного процесса. Эксперты поделились своим видением развития системы измерений результатов языкового образования.
Открыл мероприятие Ректор НИУ ВШЭ Н.Ю. Анисимов.
В форсайт-дискуссии приняли участие эксперты из ведущих вузов и образовательных организаций Российской Федерации таких как: ФГАОУ ВО «Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации», ГАОУ ВО города Москвы «Московский городской педагогический университет», ФГАОУ ВО "Тюменский государственный университет", ФГАОУ ВО "Казанский (Приволжский) федеральный университет", ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный университет», ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова», ФГБОУ ВО «Кубанский государственный технологический университет», ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева», ГАОУ ДПО "Московский центр качества образования", АО «Просвещение» и ФГАОУ ВО Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики».
В ходе форсайт-дискуссии эксперты и участники обсудили и рамочно сформулировали ответы на следующие вопросы:
- языковое образование будущего: междисциплинарность или предметная направленность;
- подходы к проектированию результатов языкового образования с учетом диверсификации содержания обучения и индивидуализации образовательных траекторий;
- построение системы измерения, независимой экспертизы языкового образования;
- перспективы внедрения технологий искусственного интеллекта в систему оценивания продуктивных видов речевой деятельности (говорение, письмо).
С докладами и экспертными комментариями выступили:
Оздарбиев Рамзан Гусайнович
директор ФГБУ «Росаккредагентство»
Копылова Виктория Викторовна
вице-президент по издательской деятельности АО «Издательство «Просвещение»
Евтеев Сергей Валентинович
начальник управления языковой подготовки МГИМО, председатель научно-методического совета по иностранным языкам МГИМО, профессор кафедры по немецкому языку
Кочкина Ольга Михайловна
зам. начальника управления языковой подготовки МГИМО, доцент кафедры английского языка №2
Евдаш Валерия Михайловна
директор Центра иностранных языков и коммуникативных технологий, директор Центра академического письма «Импульс» ТюмГУ
Егорова Ольга Владимировна
декан факультета филологии, переводоведения и межкультурной коммуникации ТОГУ
Гафиятова Эльзара Василовна
заведующая кафедрой теории и практики преподавания иностранных языков, заместитель директора Института филологии и межкультурной коммуникации КФУ по международной деятельности и развитию
руководитель Исследовательского центра в сфере искусственного интеллекта НИУ ВШЭ
Модератором дискуссии выступила Колесникова Екатерина Алексеевна, руководитель Школы иностранных языков НИУ ВШЭ.
Мы рады, что данная форсайт-дискуссия объединяет ведущих ученых, признанных экспертов и руководителей сферы языкового образования. Формат мероприятия выбран с учетом того, что Ясинская конференция является частью инициативы «Проектирование будущего» в рамках объявленного в нашей стране Десятилетия науки и технологий. Мы сегодня провели очень важный разговор о развитии системы языкового образования России, который, надеюсь, станет хорошей доброй традицией и будет иметь свое продолжение в построении национальной системы оценки компетенций владения иностранным языком.