Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: г. Москва, ул. Старая Басманная, д. 21/4 (схема проезда)
Телефон: +7 (495) 772-95-90 внутр. 23152 (секретарь)
E-mail: fldepartment@hse.ru; langhse@gmail.com
Абитуриентам: soflabitur@hse.ru
Телефон секретаря: +7 (495) 772-95-90 внутр. 23152
35 бюджетных мест
25 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
150 платных мест
5 платных мест для иностранцев
25 бюджетных мест
30 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
10 платных мест
3 платных места для иностранцев
Цыгунова М. М., Дашков М. М.
М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2024.
Соловьева И. В., Замковая М. А.
Педагогика и психология образования. 2024. № 3. С. 194-207.
In bk.: Новый мир. Новый язык. Новое мышление. Выпуск VII: Материалы VII международной научно-практической конференции. M.: Дипломатическая академия Министерства иностранных дел Российской Федерации, 2024.
Fedotova I.
Arts and Humanities. No. osf.io, 2023
– Лилия Ряшитовна, у Вас очень внушительный список публикаций, и по нему видно, что Вы давно уже занимаетесь темой вербальной агрессии. Какие исследовательские задачи и вопросы представляются Вам в рамках данного тематического комплекса наиболее интересными, может быть, даже захватывающими?
– Комалова Л.Р.: Выход на тематику вербальной агрессии, скажем так, «случился» в ходе обсуждения темы докторского исследования с научным консультантом (и руководителем по кандидатской диссертации) Родмонгой Кондратьевной Потаповой. Это был теоретический поворот в исследовании деструктивного речевого поведения в ситуациях конфликта и фрустрации. В основу кандидатской диссертации было заложено осмысление эмпирического материала из реальной практики конфликтного взаимодействия, а «концепция коммуникативных техник в конфликте» стала оформлением личного пятилетнего опыта конфлитоустойчивости и конфликтоспособности. Докторское исследование, напротив, строилось на основе экспериментальных данных, было выполнено «в лаборатории».
В силу специализации я профессионально работаю с реальностью, которая опосредована речью, текстом, дискурсом. В этом отношении в исследованиях я придерживаюсь номинации «вербализация агрессии», так как это более точно, по моему мнению, отражает объект исследования – комплекс «агрессия».
Комплексный подход к этому явлению обусловливается тем, что практически невозможно однозначно описать, что такое агрессия. По результатам анализа специализированной литературы можно сказать, что это и психологическое состояние, и ситуативно обусловленное поведение, и способ восприятия действительности, и культурный ритуал, и концепт, и так далее. Единственное, что удается однозначно получить в ответ на вопрос «что такое агрессия», так это «зло». Однако, как и конфликт, агрессия является амбивалентным явлением, то есть несет в себе как конструктивный, так и деструктивный потенциалы. Для интересующихся этой двойственностью рекомендую начать исследование с работ этолога Конрада Лоренца и психоаналитика Эриха Фромма.
Вот этот ракурс: во-первых, комплексность самого явления, во-вторых, его амбивалентность, – по-моему, и является наиболее захватывающим при исследовании агрессии. Это настоящий вызов для исследователя: удерживать многоликость и разнообразие, рассматривать явление и как генетически присущее человеку / социуму / культуре, и как ситуативно возникающее в зависимости от стечения обстоятельств / сложившихся условий (которые, между прочим, дают разные эффекты в зависимости от различной сочетаемости).
– Какую роль в Ваших исследованиях играют психология и социология?
– Комалова Л.Р.: Когда речь идет об исследовании человека, нельзя не учитывать знания социологии, психологии и многих других дисциплин как социально-гуманитарного, так и естественно-научного профиля. В этом отношении для меня обязательным стал мультидисциплинарный подход.
– Какой эмпирический материал кажется Вам наиболее благодатным для изучения вербальной агрессии? Почему?
– Комалова Л.Р.: Я бы переформулировала вопрос: какой материал представляется наиболее доступным. Дело в том, что непосредственная реализация агрессии вне экспериментальных условий – исследовательская редкость. В данном случае исследователь либо становится включенным наблюдателем в процессе, например, сопровождения конфликтных ситуаций, либо выступает одним из участников взаимодействия, и в этой ситуации ему или ей приходится находиться в некоторой множественности позиций: и действовать, и фиксировать, и анализировать. И в первом, и во втором случаях речь идет об изучении отдельных кейсов и представляет интерес, если эти кейсы являются показательными или сильно отклоняются от типичных. Когда же речь заходит о типичных ситуациях, встает вопрос о статистике.
Если говорить об исследовательском материале, полученном в естественных условиях, для лингвистов большие возможности открываются при изучении речевой коммуникации в рамках различных интернет-площадок, интернет-сообществ.
– Вы наблюдаете какие-либо устойчивые тенденции в вербализации эмоциональных состояний в современном обществе?
– Комалова Л.Р.: Со времен, на мой взгляд, фундаментальной и до сих пор актуальной работы Леонарда Берковица, мало что изменилось, за одним исключением: дубликацией социальных коммуникаций в интернет-среде. Это дополнительная реальность, в которой реализуется множество социальных практик, и они имеют свою специфику.
– Что Вы могли бы посоветовать почитать перед нашей встречей в рамках проекта Colloquium+?
– Комалова Л.Р.: Читайте классиков :) В дополнение к обозначенным выше работам Конрада Лоренца, Эриха Фромма и Леонарда Берковица рекомендую обратиться к работе Роберта Бэрона и Дэборы Ричардсон. По крайней мере, в самом начале моих поисков эти книги помогли сформировать общее представление о комплексе «агрессия».
Интервью подготовила Ю.В. Пасько