• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: г. Москва, ул. Старая Басманная, д. 21/4 (схема проезда)

Телефон: +7 (495) 772-95-90 внутр. 23152 (секретарь)

E-mail: fldepartment@hse.ru; langhse@gmail.com

Абитуриентам: soflabitur@hse.ru

Трудоустройство: astefanova@hse.ru 

По вопросам факультатива Английский язык: ceat_sofl@hse.ru 

Руководство
Школа иностранных языков: Руководитель школы Колесникова Екатерина Алексеевна

Телефон секретаря: +7 (495) 772-95-90 внутр. 23152

Школа иностранных языков: Заместитель руководителя школы Врадий Надежда Валентиновна

Выразительная кнопка
Выразительная кнопка

Образовательные программы
Бакалаврская программа

Иностранные языки и межкультурная коммуникация

4 года
Очная форма обучения
35/180/10

35 бюджетных мест

180 платных мест

10 платных мест для иностранцев

Иностранным абитуриентам на программе доступны как бюджетные (стипендии Правительства РФ для иностранных граждан), так и платные места

RUS/ENG
Обучение ведется на русском или английском языках
Магистерская программа

Иностранные языки и межкультурная коммуникация

2 года
Очная форма обучения
25/15/10

25 бюджетных мест

15 платных мест

10 платных мест для иностранцев

Иностранным абитуриентам на программе доступны как бюджетные (стипендии Правительства РФ для иностранных граждан), так и платные места

RUS/ENG
Обучение ведется на русском или английском языках
Магистерская программа

Китайский язык в межкультурной бизнес-коммуникации

2 года
Очная форма обучения
Онлайн-программа
50/5

50 платных мест

5 платных мест для иностранцев

RUS+ZHO
Обучение ведётся на русском и китайском
Книга
New Ways to Think and Learn with Metacognition

Julia Kuzmenkova, Erykina M. A.

Newcastle upon Tyne: Cambridge Scholars Publishing, 2025.

Глава в книге
Drama Activities for Fostering Metacognition

Julia Kuzmenkova, Maria Erykina.

In bk.: New Ways to Think and Learn with Metacognition. Newcastle upon Tyne: Cambridge Scholars Publishing, 2025. Ch. 8. P. 125-140.

Препринт
Digital resources on the Uralic languages of Siberia: an overview, evaluation and application

Fedotova I.

Arts and Humanities. No. osf.io, 2023

История английского языка

2021/2022
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс по выбору
Когда читается:
2-й курс, 2, 3 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Английский язык, первые письменные памятники которого относятся к началу VII в., претерпел на протяжении своего более чем 1400-летнего развития огромные изменения, превратившись из совокупности диалектов отдельных германских племен в мировой язык. Дисциплина по выбору «История английского языка» преследует цель дать студентам целостное представление о процессах, происходивших в английском языке на всем протяжении его развития, их причинах и следствиях. Дисциплина предполагает изучение: - основных этапов развития английского языка; - важнейших изменений в звуковом строе, словарном составе и грамматическом строе, имевших место в истории английского языка и приведших к его современному состоянию; - культурно-исторических событий Англии, на фоне которых происходили языковые изменения. В результате освоения дисциплины студенты приобретают не только знания о фонетических, лексических и грамматических явлениях разных периодов истории английского языка, но и навыки распознавания языковых фактов и их интерпретации. Дискуссионный характер лекционных и семинарских занятий, «погружение» в историю Англии в ходе игры-путешествия, чтение текстов разных эпох делают изучение материала живым и доступным. Курс предназначен главным образом для студентов, обучающихся на программах лингвистического профиля, и требует предварительного изучения введения в языкознания (для студентов иного профиля успешное освоение дисциплины возможно при самостоятельном изучении основ языкознания по материалам, предложенным преподавателем).
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Дать студентам ясное представление о тех изменениях, которые имели место в английском языке на всем протяжении его развития, и помочь им в выработке правильного научного подхода к языку.
  • Раскрыть закономерности развития языка как определенной системы, складывающейся из совокупности элементов фонемного, морфологического, лексического, синтаксического уровней.
  • Рассмотреть связь между историей английского народа и историей английского языка.
  • Ознакомить студентов с важнейшими памятниками истории английского языка различных периодов.
  • Выработать у студентов умение наблюдать определенные языковые явления и устанавливать между ними исторические связи.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знать важнейшие фонетические, лексические и грамматические особенности английского языка древнего периода, языковые и текстовые особенности письменных памятников древнеанглийского периода
  • знать важнейшие фонетические, лексические и грамматические особенности английского языка нового периода, языковые и текстовые особенности письменных памятников ранненовоанглийского периода
  • знать важнейшие фонетические, лексические и грамматические особенности английского языка среднего периода, языковые и текстовые особенности письменных памятников среднеанглийского периода
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Древнеанглийский период
  • Среднеанглийский период
  • Новоанглийский период
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Чтение и анализ текстов различных периодов истории английского языка
    Самостоятельная работа студентов выполняется дома перед каждым семинаром и обсужда-ется на занятии. Преподаватель стремится вовлечь в дискуссию максимальное количество студен-тов. Студенты, присутствовавшие на занятии, но не отвечавшие, предъявляют работу преподавателю в письменном виде, оценка составляет при этом не более 80% от возможной максимальной оценки. Студенты, отсутствовавшие на занятии по уважительной причине, предъявляют работу преподавателю в письменном виде не позднее чем через неделю после занятия, оценка составляет при этом не более 80% от максимально возможной оценки.
  • неблокирующий Письменные тесты
    Количество тестов и их содержание определяется преподавателем, ведущим семинарские занятия в конкретной группе. Как правило, это проверочные тесты, предлагаемые по завершении отдельных разделов.
  • неблокирующий Устная аудиторная работа
    Вопросы, обсуждаемые на семинаре, определяются планом семинарского занятия и включа-ют также дополнительные вопросы преподавателя. Преподаватель может оценивать активность студента на занятиях дополнительными (поощрительными) баллами. Эти оценки определяются преподавателем в конкретных группах. Преподаватель также определяет способ опроса студентов (произвольный выбор отвечающего или предо-ставление слова студентам, желающим ответить). Критерии оценивания определяются по общим правилам.
  • неблокирующий финальное письменное задание
    Подготовленное письменное задание выполняется на завершающем этапе изучения дисциплины и предполагает многосторонний диахронический анализ языковой единицы или группировки единиц, на выбор преподавателя. Студент должен последовательно отразить в задании фонетические, орфографические, морфологические и, иногда, семантические изменения, которые подверглась исследуемая единица (единицы) в отдельные периоды истории английского языка. Поощряется использование данных историко-культурного характера. Объем задания - 1-1,5 страницы А4, шрифт 14, интервал 1.
  • неблокирующий Экзамен
    По дисциплине проводится устный или письменный экзамен. О способе проведения экзамена студенты информируются преподавателем не позднее чем за месяц до его проведения. Студентам предлагается выбрать билет и дать развернутые ответы на два теоретических вопроса, а также выполнить практическое задание. Экзаменационная оценка представляет собой сумму оценок по трем вопросам, причем вес каждого теоретического вопроса составляет 40%, вес практического задания - 20%.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 3 модуль
    0.2 * Устная аудиторная работа + 0.3 * Экзамен + 0.2 * Чтение и анализ текстов различных периодов истории английского языка + 0.1 * финальное письменное задание + 0.2 * Письменные тесты
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • История английского языка : учебник, хрестоматия, словарь, Иванова, И. П., 2001

Рекомендуемая дополнительная литература

  • 20 лет Конституции Российской Федерации: актуальные проблемы юридической науки и правоприменения в условиях совершенствования российского законодательства: Четвертый пермский международный конгресс ученых-юристов (г. Пермь, 18–19 октября 2013 г.) : учебное пособие. — Москва : СТАТУТ, 2014. — 368 с. — ISBN 978-5-8354-1049-1. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/61517 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Иванов А. В. - ИСТОРИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА: ТЕСТЫ. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 221с. - ISBN: 978-5-534-02280-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-angliyskogo-yazyka-testy-437909
  • История английского языка : учеб. пособие для вузов, Аракин, В. Д., 2001
  • Шапошникова И.В. - История английского языка - Издательство "ФЛИНТА" - 2017 - ISBN: 978-5-9765-1221-4 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/91590

Авторы

  • Яковенко Екатерина Борисовна