Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: г. Москва, ул. Старая Басманная, д. 21/4 (схема проезда)
Телефон: +7 (495) 772-95-90 внутр. 23152 (секретарь)
E-mail: fldepartment@hse.ru; langhse@gmail.com
Абитуриентам: soflabitur@hse.ru
Трудоустройство: astefanova@hse.ru
По вопросам факультатива Английский язык: ceat_sofl@hse.ru
Телефон секретаря: +7 (495) 772-95-90 внутр. 23152
35 бюджетных мест
180 платных мест
10 платных мест для иностранцев
Иностранным абитуриентам на программе доступны как бюджетные (стипендии Правительства РФ для иностранных граждан), так и платные места
25 бюджетных мест
15 платных мест
10 платных мест для иностранцев
Иностранным абитуриентам на программе доступны как бюджетные (стипендии Правительства РФ для иностранных граждан), так и платные места
50 платных мест
5 платных мест для иностранцев
Чихачева Д. В., Мошняга Е. В., Гаевская М. А.
Вопросы философии. 2025. № 2. С. 38-49.
Лукошус О. Г., Мичугина С. В.
В кн.: ДИАЛОГ КУЛЬТУР-КУЛЬТУРА ДИАЛОГА В МНОГОНАЦИОНАЛЬНОМ ГОРОДСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ. Языки Народов Мира , 2024. С. 453-458.
Fedotova I.
Arts and Humanities. No. osf.io, 2023
Межкампусная дисциплина «Основы современного языкознания» (ранее – «Введение в языкознание») реализуется в НИУ ВШЭ в обновлённом виде с 1 сентября 2024 года.
Дисциплина решает ряд важных задач: с одной стороны, знакомит студентов 1 курса образовательной программы бакалавриата «Иностранные языки и межкультурная коммуникация» с основами теоретической лингвистики (с предметом, задачами, методами общего и частного языкознания) и готовит первокурсников к изучению цикла основных лингвистических дисциплин (таких, как теоретическая фонетика, лексикология, теоретическая грамматика, стилистика, история языка и т.д.).
При этом, с другой стороны, студенты находятся в непосредственном контакте с языком (родным или иностранным) как с рабочим инструментом.
О том, как языкознание позволяет развить аналитические навыки работы с большими данными, критическое и творческое мышление, рассказывает доцент Школы иностранных языков НИУ ВШЭ, кандидат филологических наук Лукошус Оксана Геннадьевна.
Специфика и уникальность дисциплины заключается в её междисциплинарном характере, который объединяет знания из широкого спектра наук: философии языка, психологии, социологии, информатики, когнитивных наук, нейронаук, машинного обучения и других. Не уверена, что могу назвать какую-нибудь иную дисциплину, которая является такой же многоаспектной.
Это позволяет студентам получить более глубокое понимание природы языка и его роли в обществе, что закладывает прочный фундамент для дальнейшего целенаправленного изучения языка (в рамках других дисциплин, проектных и исследовательских работ, выпускных квалификационных работ).
Язык – это сложное явление. Поэтому изучение любого языка, особенно осознанное изучение правил его жизни и устройства, – достаточно трудоёмкий процесс.
Нашим студентам приходится много трудиться, чтобы освоить изучаемый материал. При этом мы стараемся шаг за шагом раскрывать эту многоуровневость языка, его сложную структуру, говорить максимально простым языком о сложных языковых явлениях, показывать, как функционирует, живет и развивается язык на интересных «живых» примерах.
Например, когда мы изучаем артикуляционную фонетику, мы обсуждаем в качестве примера вопрос, почему во многих языках мира (принадлежащим разным языковым семьям и языковым группам) произношение слова мама похоже (mum, mummy, mommy в английском, на арабском - al'umu, на иврите - има, на литовском - motina, на языке зулу - umama, на корейском – омони). На эту тему было проведено множество исследований, среди которых можно выделить работу выдающегося лингвиста Романа Якобсона «Why "Mama" and "Papa"?». В ходе этого исследования выяснилось, что ребенок, осваивая речь, начинает с простых слогов, содержащих звуки [а], [м], [п] или [б]. Произнести их легче всего, особенно для младенцев, чья артикуляция ещё совсем не развита. Так как младенцы рождаются с одинаковым набором речевых возможностей, вне зависимости от страны проживания, то и звуки они произносят одинаковые. Было замечено, что у детей, находящихся в домах малютки и лишённых постоянного материнского присутствия, первыми слогами также становились «ма-ма».
Недавно на лекции по основам лексикологии, при обсуждении словарного состава естественных языков, я упомянула самые популярные запросы в «Яндекс» в 2024 году, среди которых оказались такие неологизмы, как скуф, пикми, нормис, докс и вонёнизм. Честно признаюсь, я сама впервые узнала о скуфе от своих студентов – так мы взаимно обмениваемся языковым опытом.
На мой взгляд, ключевые навыки, которые развиваются в рамках нашего курса, заключаются в работе с большими данными – это аналитические навыки (поскольку работа с языковым материалом требует умения сравнивать, выявлять закономерности в разных языках, анализировать, интерпретировать данные в различных аспектах и делать выводы: в фонетике, морфологии, синтаксисе, семантике и прагматике, теории дискурса), поиск и интерпретация языковых данных, оценка достоверности информации, навыки критического и творческого мышления при выполнении практических заданий, способность к самообучению. Как показывает практика, именно навыки критического мышления и умение анализировать большой поток информации являются определяющими для успешной профессиональной деятельности.
Любой язык – живой организм, он способен рождаться, развиваться и умирать. Благодаря целостному пониманию структуры и функций языка, изучению основных понятий и принципов языкознания студенты погружаются в языковые процессы, универсальные для всех языков мира, превосходно разбираясь в том, как устроен язык и как он работает. Подобные навыки незаменимы для разработки эффективных языковых технологий, таких как системы машинного перевода, системы распознавания речи и обработки естественного языка, для исправления дефектов речи, лечения афазий и иных когнитивных дисфункций.
В этом учебном году мы расширили круг актуальных лингвистических вопросов и планируем познакомить студентов с основами таких современных направлений изучения языка, как социолингвистика, когнитивная лингвистика, корпусная лингвистика. Полученные знания будут способствовать расширению общего лингвистического кругозора студентов. Безусловно, мы не можем не говорить о быстром развитии ИИ, в котором естественный язык является определенным инструментом, моделирующим сознание человека. Мне кажется, знание основ естественного языка является необходимым для дальнейшего развития технологий ИИ, и наоборот, инструменты ИИ могут во многом облегчить исследование, документирование, и даже сохранение естественных языков.
Из своего опыта изучения языкознания в качестве иллюстрации приведу пример из области когнитивных исследований.
У нас в мозге есть так называемые зеркальные нейроны, которые активизируются в момент, когда мы наблюдаем за действиями других людей. Знания о зеркальных нейронах становятся актуальными, когда речь заходит о любых социальных контактах. Зеркальные нейроны отвечают за «считывание» и отражение чужого поведения у нас в голове, позволяя прочувствовать действия окружающих нас людей так, как будто мы сами их совершили.
Говоря об образовательном процессе в этом контексте, преподавателям важно помнить, что во время занятий (групповых или индивидуальных) наши эмоции могут передаваться студентам не только через слова или конкретные действия, но также через мимику. Поэтому, чтобы не снизить качество обучения, важно стараться не попадаться в ловушку негативных эмоций.
Кстати, зеркальные нейроны прекрасно работают и в групповых проектах, которые мы так любим в Вышке. Подражая друг другу во время групповых взаимодействий, зеркальные нейроны студентов активируются, возникают социальные отношения и эмпатия, что содействует достижению нужных образовательных целей.
Не могу не вспомнить в этой связи выражение Конфуция: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне сделать – и я пойму!».
Задать все интересующие Вас вопросы об образовательной программе бакалавриата и магистратуры Школы иностранных языков НИУ ВШЭ «Иностранные языки и межкультурная коммуникация», специализациях, траекториях поступления и карьерных возможностях Вы сможете на Дне открытых дверей, который состоится 5 февраля 2025 года (среда) в 17.00 в Центре культур НИУ ВШЭ (Покровский бульвар 11, стр. 6).
Регистрация на мероприятие осуществляется по ссылке.