• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: г. Москва, ул. Старая Басманная, д. 21/4 (схема проезда)

Телефон: +7 (495) 772-95-90 внутр. 23152 (секретарь)

E-mail: fldepartment@hse.ru; langhse@gmail.com

Абитуриентам: soflabitur@hse.ru

Трудоустройство: astefanova@hse.ru 

По вопросам факультатива Английский язык: ceat_sofl@hse.ru 

Руководство
Школа иностранных языков: Руководитель школы Колесникова Екатерина Алексеевна

Телефон секретаря: +7 (495) 772-95-90 внутр. 23152

Школа иностранных языков: Заместитель руководителя школы Врадий Надежда Валентиновна

Выразительная кнопка
Выразительная кнопка

Образовательные программы
Бакалаврская программа

Иностранные языки и межкультурная коммуникация

4 года
Очная форма обучения
35/180/10

35 бюджетных мест

180 платных мест

10 платных мест для иностранцев

Иностранным абитуриентам на программе доступны как бюджетные (стипендии Правительства РФ для иностранных граждан), так и платные места

RUS/ENG
Обучение ведется на русском или английском языках
Магистерская программа

Иностранные языки и межкультурная коммуникация

2 года
Очная форма обучения
25/15/10

25 бюджетных мест

15 платных мест

10 платных мест для иностранцев

Иностранным абитуриентам на программе доступны как бюджетные (стипендии Правительства РФ для иностранных граждан), так и платные места

RUS/ENG
Обучение ведется на русском или английском языках
Магистерская программа

Китайский язык в межкультурной бизнес-коммуникации

2 года
Очная форма обучения
Онлайн-программа
50/5

50 платных мест

5 платных мест для иностранцев

RUS+ZHO
Обучение ведётся на русском и китайском
Глава в книге
ЦВЕТ В СОЦИАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ ГОРОДА

Лукошус О. Г., Мичугина С. В.

В кн.: ДИАЛОГ КУЛЬТУР-КУЛЬТУРА ДИАЛОГА В МНОГОНАЦИОНАЛЬНОМ ГОРОДСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ. Языки Народов Мира , 2024. С. 453-458.

Препринт
Digital resources on the Uralic languages of Siberia: an overview, evaluation and application

Fedotova I.

Arts and Humanities. No. osf.io, 2023

Просто о сложном в языкознании: как устроен язык, и как он работает

Доцент Школы иностранных языков НИУ ВШЭ, кандидат филологических наук Лукошус Оксана Геннадьевна рассказывает о самой многоаспектной дисциплине с уникальным характером, о таком сложном и «живом» явлении, как язык

Оксана Геннадьевна Лукошус

Оксана Геннадьевна Лукошус
ШИЯ НИУ ВШЭ

Межкампусная дисциплина «Основы современного языкознания» (ранее – «Введение в языкознание») реализуется в НИУ ВШЭ в обновлённом виде с 1 сентября 2024 года.

Дисциплина решает ряд важных задач: с одной стороны, знакомит студентов 1 курса образовательной программы бакалавриата «Иностранные языки и межкультурная коммуникация» с основами теоретической лингвистики (с предметом, задачами, методами общего и частного языкознания) и готовит первокурсников к изучению цикла основных лингвистических дисциплин (таких, как теоретическая фонетика, лексикология, теоретическая грамматика, стилистика, история языка и т.д.).

При этом, с другой стороны, студенты находятся в непосредственном контакте с языком (родным или иностранным) как с рабочим инструментом.

О том, как языкознание позволяет развить аналитические навыки работы с большими данными, критическое и творческое мышление, рассказывает доцент Школы иностранных языков НИУ ВШЭ, кандидат филологических наук Лукошус Оксана Геннадьевна.

Лукошус Оксана Геннадьевна
Школа иностранных языков: Доцент
Уникальный характер дисциплины

Специфика и уникальность дисциплины заключается в её междисциплинарном характере, который объединяет знания из широкого спектра наук: философии языка, психологии, социологии, информатики, когнитивных наук, нейронаук, машинного обучения и других. Не уверена, что могу назвать какую-нибудь иную дисциплину, которая является такой же многоаспектной.

Это позволяет студентам получить более глубокое понимание природы языка и его роли в обществе, что закладывает прочный фундамент для дальнейшего целенаправленного изучения языка (в рамках других дисциплин, проектных и исследовательских работ, выпускных квалификационных работ).

Простым языком о сложном

Язык – это сложное явление. Поэтому изучение любого языка, особенно осознанное изучение правил его жизни и устройства, – достаточно трудоёмкий процесс.

Нашим студентам приходится много трудиться, чтобы освоить изучаемый материал. При этом мы стараемся шаг за шагом раскрывать эту многоуровневость языка, его сложную структуру, говорить максимально простым языком о сложных языковых явлениях, показывать, как функционирует, живет и развивается язык на интересных «живых» примерах.

Например, когда мы изучаем артикуляционную фонетику, мы обсуждаем в качестве примера вопрос, почему во многих языках мира (принадлежащим разным языковым семьям и языковым группам) произношение слова мама похоже (mum, mummy, mommy в английском, на арабском - al'umu, на иврите - има, на литовском - motina, на языке зулу - umama, на корейском – омони). На эту тему было проведено множество исследований, среди которых можно выделить работу выдающегося лингвиста Романа Якобсона «Why "Mama" and "Papa"?». В ходе этого исследования выяснилось, что ребенок, осваивая речь, начинает с простых слогов, содержащих звуки [а], [м], [п] или [б]. Произнести их легче всего, особенно для младенцев, чья артикуляция ещё совсем не развита. Так как младенцы рождаются с одинаковым набором речевых возможностей, вне зависимости от страны проживания, то и звуки они произносят одинаковые. Было замечено, что у детей, находящихся в домах малютки и лишённых постоянного материнского присутствия, первыми слогами также становились «ма-ма».

Недавно на лекции по основам лексикологии, при обсуждении словарного состава естественных языков, я упомянула самые популярные запросы в «Яндекс» в 2024 году, среди которых оказались такие неологизмы, как скуф, пикми, нормис, докс и вонёнизм. Честно признаюсь, я сама впервые узнала о скуфе от своих студентов – так мы взаимно обмениваемся языковым опытом. 

Навыки для успешной карьеры

На мой взгляд, ключевые навыки, которые развиваются в рамках нашего курса, заключаются в работе с большими данными – это аналитические навыки (поскольку работа с языковым материалом требует умения сравнивать, выявлять закономерности в разных языках, анализировать, интерпретировать данные в различных аспектах и делать выводы: в фонетике, морфологии, синтаксисе, семантике и прагматике, теории дискурса), поиск и интерпретация языковых данных, оценка достоверности информации, навыки критического и творческого мышления при выполнении практических заданий, способность к самообучению. Как показывает практика, именно навыки критического мышления и умение анализировать большой поток информации являются определяющими для успешной профессиональной деятельности.

Любой язык – живой организм, он способен рождаться, развиваться и умирать. Благодаря целостному пониманию структуры и функций языка, изучению основных понятий и принципов языкознания студенты погружаются в языковые процессы, универсальные для всех языков мира, превосходно разбираясь в том, как устроен язык и как он работает. Подобные навыки незаменимы для разработки эффективных языковых технологий, таких как системы машинного перевода, системы распознавания речи и обработки естественного языка, для исправления дефектов речи, лечения афазий и иных когнитивных дисфункций.

В этом учебном году мы расширили круг актуальных лингвистических вопросов и планируем познакомить студентов с основами таких современных направлений изучения языка, как социолингвистика, когнитивная лингвистика, корпусная лингвистика.  Полученные знания будут способствовать расширению общего лингвистического кругозора студентов. Безусловно, мы не можем не говорить о быстром развитии ИИ, в котором естественный язык является определенным инструментом, моделирующим сознание человека. Мне кажется, знание основ естественного языка является необходимым для дальнейшего развития технологий ИИ, и наоборот, инструменты ИИ могут во многом облегчить исследование, документирование, и даже сохранение естественных языков.

Языкознание на практике

Из своего опыта изучения языкознания в качестве иллюстрации приведу пример из области когнитивных исследований.

У нас в мозге есть так называемые зеркальные нейроны, которые активизируются в момент, когда мы наблюдаем за действиями других людей. Знания о зеркальных нейронах становятся актуальными, когда речь заходит о любых социальных контактах. Зеркальные нейроны отвечают за «считывание» и отражение чужого поведения у нас в голове, позволяя прочувствовать действия окружающих нас людей так, как будто мы сами их совершили.

Говоря об образовательном процессе в этом контексте, преподавателям важно помнить, что во время занятий (групповых или индивидуальных) наши эмоции могут передаваться студентам не только через слова или конкретные действия, но также через мимику. Поэтому, чтобы не снизить качество обучения, важно стараться не попадаться в ловушку негативных эмоций.

Кстати, зеркальные нейроны прекрасно работают и в групповых проектах, которые мы так любим в Вышке. Подражая друг другу во время групповых взаимодействий, зеркальные нейроны студентов активируются, возникают социальные отношения и эмпатия, что содействует достижению нужных образовательных целей.

Не могу не вспомнить в этой связи выражение Конфуция: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне сделать – и я пойму!».

  • День открытых дверей Школы иностранных языков

    Задать все интересующие Вас вопросы об образовательной программе бакалавриата и магистратуры Школы иностранных языков НИУ ВШЭ «Иностранные языки и межкультурная коммуникация», специализациях, траекториях поступления и карьерных возможностях Вы сможете на Дне открытых дверейкоторый состоится 5 февраля 2025 года (среда) в 17.00 в Центре культур НИУ ВШЭ (Покровский бульвар 11, стр. 6).

    Регистрация на мероприятие осуществляется по ссылке.