Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: г. Москва, ул. Старая Басманная, д. 21/4 (схема проезда)
Телефон: +7 (495) 772-95-90 внутр. 23152 (секретарь)
E-mail: fldepartment@hse.ru; langhse@gmail.com
Абитуриентам: soflabitur@hse.ru
Трудоустройство: astefanova@hse.ru
По вопросам факультатива Английский язык: ceat_sofl@hse.ru
Телефон секретаря: +7 (495) 772-95-90 внутр. 23152
35 бюджетных мест
180 платных мест
10 платных мест для иностранцев
Иностранным абитуриентам на программе доступны как бюджетные (стипендии Правительства РФ для иностранных граждан), так и платные места
25 бюджетных мест
15 платных мест
10 платных мест для иностранцев
Иностранным абитуриентам на программе доступны как бюджетные (стипендии Правительства РФ для иностранных граждан), так и платные места
50 платных мест
5 платных мест для иностранцев
Чихачева Д. В., Мошняга Е. В., Гаевская М. А.
Вопросы философии. 2025. № 2. С. 38-49.
Мичугина С. В., Лукошус О. Г.
В кн.: ДИАЛОГ КУЛЬТУР-КУЛЬТУРА ДИАЛОГА В МНОГОНАЦИОНАЛЬНОМ ГОРОДСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ: Материалы Четвертой международной научно-практической конференции (Москва, 27 февраля – 1 марта 2024). Языки народов мира, 2024. С. 453-458.
Fedotova I.
Arts and Humanities. No. osf.io, 2023
Современная научно-исследовательская деятельность сочетает в себе интеллектуальные вызовы, творчество, социальную значимость и личностное развитие, что делает её привлекательной для молодых учёных.
О том, как добиться успеха в науке, рассказывает Марина Александровна Косычева, кандидат филологических наук, доцент Школа иностранных языков НИУ ВШЭ, ответственный секретарь Редакции сетевого журнала «Язык и образование» («Journal of Language and Education»).
Во-первых, это реальная возможность внести вклад в развитие человечества. Исследователи часто видят в своей работе возможность сделать мир лучше. Научные открытия могут привести к прорывам в медицине, технологиях, экологии и других областях, что улучшает качество жизни людей и помогает решать глобальные проблемы.
Во-вторых, современные исследователи имеют больше интеллектуальной свободы и простора для творчества. Научная деятельность предоставляет возможность работать над уникальными идеями, ставить эксперименты и искать нестандартные решения. Это творческий процесс, который позволяет исследователям реализовать свой потенциал и удовлетворить любопытство.
Многих привлекает возможность постоянного обучения и развития, ведь наука – это область, где невозможно остановиться. Исследователи постоянно учатся, осваивают новые методы, технологии и подходы. Это делает их профессиональную жизнь насыщенной и интересной.
Кроме того, исследователей может привлекать возможность международного сотрудничества и обмена опытом. Современная наука носит глобальный характер: исследователи могут работать с коллегами из разных стран, участвовать в международных конференциях, публиковаться в ведущих журналах и быть частью мирового научного сообщества.
Свой вклад также вносит научно-технический прогресс. Многие исследователи ценят возможность работать с передовыми технологиями, лабораторным оборудованием и вычислительными ресурсами, которые позволяют решать сложные задачи и проводить эксперименты на высоком уровне.
Для кого-то это признание и престиж – успехи в научной деятельности приносят признание как среди коллег, так и в обществе. Награды, публикации в авторитетных изданиях, патенты и цитирования работ повышают репутацию исследователя. Также современные исследователи могут получать финансирование через гранты, стипендии и программы поддержки науки. Это позволяет им сосредоточиться на своих проектах без необходимости отвлекаться на поиск дополнительных источников дохода.
Наука предлагает бесконечные вызовы, которые требуют креативного мышления и настойчивости. Для многих исследователей это – возможность доказать себе и другим, что они способны справляться с самыми сложными вызовами. Более того, многие исследователи занимаются преподаванием и наставничеством, передавая свои знания следующему поколению и вдохновляя молодых учёных.
Я действительно уважаю тех исследователей, для кого наука – это не просто работа, а призвание, ведь возможность заниматься тем, что действительно интересно и важно, приносит глубокое чувство удовлетворения и смысла.
За последние 10 лет научно-исследовательская сфера претерпела значительные изменения, связанные с развитием технологий, глобализацией науки и изменением подходов к исследованиям. Эти изменения открыли перед учёными новые возможности и создали уникальные условия для работы.
Во-первых, появление мощных вычислительных технологий и методов анализа больших данных позволило учёным обрабатывать огромные объёмы информации. Исследователи могут использовать машинное обучение, искусственный интеллект и алгоритмы для анализа сложных данных, что ускоряет открытия во всех областях науки.
Во-вторых, границы между научными дисциплинами стали более размытыми. Сегодня исследования часто проводятся на стыке нескольких областей, таких как биология и информатика (биоинформатика), физика и медицина (медицинская физика). Учёные могут комбинировать знания из разных областей, что позволяет решать сложные задачи, которые ранее казались недостижимыми.
Также растёт движение за открытую науку, которое предполагает свободный доступ к научным публикациям, данным и методам. Исследователи могут использовать открытые базы данных, делиться своими результатами и сотрудничать с коллегами по всему миру, что ускоряет научный прогресс. Данный факт способствует глобальному сотрудничеству, что позволяет решать задачи, требующие масштабных ресурсов.
Кроме того, изменилась сама форма научной коммуникации. Учёные стали активнее взаимодействовать с обществом через социальные сети, блоги, подкасты и научно-популярные мероприятия, за счёт чего они стали популяризировать свои работы, привлекать внимание к важным проблемам и вдохновлять молодое поколение на занятия наукой.
Помимо этого, изменилась форма распространения научного знания. Появление препринтов (предварительных публикаций) и сетевых журналов ускорило процесс обмена научными знаниями. Сегодня учёные могут быстрее делиться своими результатами, получать обратную связь и корректировать свои исследования. Пандемия COVID-19 привнесла свои вызовы, но и ускорила переход к удалённой работе и виртуальным конференциям. Теперь учёные могут участвовать в международных мероприятиях, не выезжая из своей страны, что экономит время и ресурсы.
И, что очень важно, наука стала более заметной в общественной жизни, а бизнес всё чаще инвестирует в исследования и разработки. Подтверждением является возможность для современных выпускников защищать свои выпускные квалификационные работы в виде стартапов, получить обратную связь от экспертов, менторское сопровождение.
Вместе с новыми возможностями перед учёными встают и серьёзные вызовы. Среди них – необходимость строгого соблюдения этических норм и быстрой адаптации к стремительно меняющимся условиям.
Внедрение искусственного интеллекта ставит перед современными исследователями сложные задачи. Главная цель для наставников сегодня – научить молодых учёных грамотно использовать ИИ как инструмент для научной деятельности, а не подменять ею самостоятельное мышление и творческий подход. Важно развивать у начинающих исследователей способность критически анализировать сгенерированный контент, стимулировать их к настоящему научному росту, а не к поверхностной имитации научно-исследовательской работы.
В настоящее время мы с коллегами активно занимаемся исследованиями в области академического письма. Мы убеждены, что академическое письмо служит одним из ключевых столпов современного образования, формирование которого требует не только осознанного подхода, но и значительных усилий.
В этом году я также руковожу подготовкой курсовых и дипломных работ, и практически все они носят междисциплинарный характер. Это неудивительно, ведь современная наука всё чаще выходит за рамки одной дисциплины, объединяя подходы и методы из разных областей знаний. Такая интеграция не только делает исследования более глубокими и многогранными, но и открывает новые горизонты для научного поиска.
Сейчас мы работаем над проектами, которые находятся на пересечении стилистики и судебной лингвистики, когнитивной лингвистики и межкультурной коммуникации, а также вопросов локализации. Темы действительно увлекательные и разнообразные, и я надеюсь, что наши усилия приведут к результатам, которые оправдают ожидания и внесут вклад в развитие этих направлений.
Журнал «Язык и образование» («Journal of Language and Education») был создан в 2015 году. С первых дней его создания в журнале работают главный редактор – ординарный профессор Школы иностранных языков НИУ ВШЭ, руководитель Центра языковой и методической подготовки Школы иностранных языков НИУ ВШЭ Барановская Татьяна Артуровна и заместитель главного редактора, заведующий редакцией, кандидат исторических наук Тихонова Елена Викторовна.
В редакционный совет входят выдающиеся ученые и специалисты с мировым именем. В категории ‘Language and Linguistics’ журнал входит в 1 квартиль международной реферативной базы данных Скопус.
Журнал предлагает уникальную платформу для исследователей, преподавателей, специалистов и практиков, где они могут делиться и обмениваться знаниями, публикуя высококачественные научные материалы, обсуждая актуальные вопросы и продвигая новые идеи.
Основное внимание уделяется теоретическим, аналитическим и исследовательским работам в таких областях, как лингвистика, педагогическая психология, междисциплинарные лингвистические исследования и методика преподавания иностранных языков.
Молодой исследователь должен обладать любознательностью и научной смелостью, которая основывается на глубоких знаниях, а не на эмоциях.
Для успешной научной деятельности важно не только глубоко разбираться в своей области, но и постоянно развиваться, расширять кругозор и совершенствовать профессиональные навыки, а именно – регулярно читать научную литературу, активно участвовать в конференциях и, что особенно важно, развивать навыки академического письма, чтобы уметь ясно, прозрачно и функционально представлять результаты своей работы. К сожалению, даже опытные исследователи нередко сталкиваются с трудностями при оформлении и презентации своих исследований. Поэтому развитие навыков академического письма становится не просто полезным дополнением, а необходимым условием для успешной коммуникации в научной среде и эффективного донесения своих открытий до широкой аудитории.
Кроме того, важно стремиться к участию в международных научных коллаборациях, так как это не только расширяет научный кругозор, но и способствует обмену опытом, новыми идеями и методами, что в итоге обогащает как личные исследования, так и науку в целом.
Мой главный совет и пожелание всем молодым учёным: никогда не останавливайтесь на достигнутом. Будьте любопытными, задавайте вопросы, которые кажутся невозможными, и не бойтесь искать на них ответы.
Научная смелость, подкреплённая знаниями и упорством, – это то, что движет прогрессом. Помните, что каждая ошибка является шагом вперёд, а каждый успех – это повод ставить перед собой новые, ещё более амбициозные цели.
Дерзайте, идите вперёд и верьте в свои силы, потому что именно ваши идеи и открытия могут изменить мир!