• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: г. Москва, ул. Старая Басманная, д. 21/4 (схема проезда)

Телефон: +7 (495) 772-95-90 внутр. 23152 (секретарь)

E-mail: fldepartment@hse.ru; langhse@gmail.com

Абитуриентам: soflabitur@hse.ru

Трудоустройство: astefanova@hse.ru 

По вопросам факультатива Английский язык: ceat_sofl@hse.ru 

Руководство
Школа иностранных языков: Руководитель школы Колесникова Екатерина Алексеевна

Телефон секретаря: +7 (495) 772-95-90 внутр. 23152

Школа иностранных языков: Заместитель руководителя школы Врадий Надежда Валентиновна

Выразительная кнопка
Выразительная кнопка

Статья
Metaphorical conceptualization of cancer in English medical creative nonfiction

Nagornaya A., Нванкво Дж. -.

Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2: Языкознание. 2025. Vol. 24. No. 2. P. 59-72.

Глава в книге
Языковые стратегии и культурные коды в публичных выступлениях политиков

Бочаров Е. В.

В кн.: Языковое и культурное многообразие: история и современность. Российский университет дружбы народов им. Патриса Лумумбы, 2025. С. 52-59.

Препринт
Digital resources on the Uralic languages of Siberia: an overview, evaluation and application

Fedotova I.

Arts and Humanities. No. osf.io, 2023

ИИ в языковом образовании: опыт и перспективы

Академический руководитель образовательной программы бакалавриата «Иностранные языки и межкультурная коммуникация», кандидат филологических наук, доцент Школы иностранных языков НИУ ВШЭ Светлана Викторовна Боголепова и преподаватель Школы иностранных языков НИУ ВШЭ Анна Андреевна Самойлова рассказали участникам проекта «Colloquium+» об отношении студентов Школы иностранных языков НИУ ВШЭ к применению инструментов ИИ для решения профессиональных задач, их опыте в этой сфере, а также поделились своим мнением и рекомендациями

ИИ в языковом образовании: опыт и перспективы

https://ru.freepik.com

26 июня в рамках проекта «Colloquium+» состоялся семинар «ИИ в изучении иностранных языков и работе с иноязычными текстами: опыт и отношение студентов». Академический руководитель образовательной программы бакалавриата «Иностранные языки и межкультурная коммуникация», кандидат филологических наук, доцент Школы иностранных языков НИУ ВШЭ Светлана Викторовна Боголепова и преподаватель Школы иностранных языков НИУ ВШЭ Анна Андреевна Самойлова рассказали участникам семинара о результатах своей работы, направленной на формирование понимания того, как студенты применяют ИИ при изучении иностранных языков, какие инструменты они для этого используют и как оценивают свои компетенции в сфере новейших технологий.

Светлана Викторовна подчеркнула, что сегодня ИИ открывает широкие возможности для индивидуализации образовательного процесса, позволяя студентам, в том числе в отсутствие преподавателя, получать быструю обратную связь. Привлекательность многих инструментов ИИ для студентов заключается в их бесплатном доступе и интуитивно понятном интерфейсе. При этом, как добавила Анна Андреевна, несмотря на положительную корреляцию между уровнем опыта студентов в использовании ИИ и их оптимизмом в отношении его возможностей, учащиеся осознают существующие риски и ограничения.

Эксперты отметили, что в настоящее время студенты используют ИИ при изучении иностранных языков для достижения следующих целей:

– расширение словарного запаса;

– создание и редактирование текстов;

– улучшение произношения и письменной речи;

– повышение эффективности работы с научными текстами;

– развитие умений аудирования путем симуляции диалога.

В рамках исследования Светланы Викторовны и Анны Андреевны студентам 1, 2 и 3 курсов образовательной программы бакалавриата «Иностранные языки и межкультурная коммуникация» Школы иностранных языков НИУ ВШЭ было предложено поделиться своим мнением о применении ИИ в этих областях и оценить свои умения работы с данными сценариями.

Результат опроса 292 студентов показал, что отношение к ИИ у учащихся преимущественно позитивное, в первую очередь у тех, кто уже освоил специализированную дисциплину, направленную на обучение работе с ИИ. Именно такие учащиеся опираются на более широкий спектр инструментов и лучше понимают ограничения ИИ (например, активно используемых младшекурсниками чат-ботов и инструментов автоматического перевода), что позволяет им более осознанно подходить к работе с технологиями ИИ.

Что касается сценариев применения ИИ, то студенты в основном прибегают к технологиям для выполнения дополнительных тренировочных заданий, связанных с лексикой и грамматикой, тогда как выбор студентами ИИ для развития речевых умений встречается значительно реже.

Также отмечена тенденция, что по мере повышения курса увеличивается число студентов, которые используют ИИ для работы с текстами – в частности для реферирования (с 37,8% учащихся на 1 курсе до 69,7% на 3 курсе), планирования (с 42,2% до 53,9%) и перефразирования (с 41,1% до 61,8%).

Как отметили Светлана Викторовна и Анна Андреевна, в данный момент самооценка студентов в области ИИ-компетенции по большинству категорий находится на среднем уровне – примерно 3 балла из 5. Наиболее востребованными умениями, которые учащиеся хотели бы развить в дальнейшем, являются умения выбирать подходящие инструменты ИИ для конкретных задач, формулировать эффективные запросы (промпты), а также редактировать и дорабатывать материалы, созданные с помощью ИИ.

Помимо этого, исследование показало, что студенты Школы иностранных языков НИУ ВШЭ прекрасно справляются не только с анализом собственных компетенций, но и с выявлением ограничений инструментов ИИ (отсутствие глубоких деталей в ответах, появление ссылок на несуществующие источники, нерелевантная информация и повторения в формулировках). Вместе с тем Светлана Викторовна подчеркнула, что некоторые учащиеся недооценивают потенциал искусственного интеллекта в развитии речевых умений и используют его для ограниченного спектра запросов, избегая более когнитивно сложных задач.

С учётом полученных результатов исследования Светлана Викторовна и Анна Андреевна поделились идеями по развитию рецептивных умений учащихся с помощью инструментов ИИ и представили планы по интеграции ИИ в процесс обучения иностранным языкам. Среди предложенных инициатив – организация практики произношения с помощью различных приложений, использование чат-ботов для целенаправленного общения в рамках релевантных сценариев с включением активной лексики и грамматики, использование приложений для практики публичной речи с получением обратной связи по языку и содержанию, а также работе с письменными заданиями, где ИИ применяется для генерации идей, улучшения текстов и получения конструктивной критики согласно критериям поставленной задачи.

В ходе дискуссии в конце семинара участники обсудили вопросы, связанные с промпт-инжинирингом, особенностями различных ИИ-инструментов, их применением для изучения иностранных языков, а также с этическими аспектами использования ИИ в языковом образовании. Семинар еще раз продемонстрировал, что искусственный интеллект уже стал важным помощником в изучении иностранных языков, но для полного раскрытия его потенциала необходимы дальнейшие исследования и развитие образовательных программ, которые помогут студентам и преподавателям эффективно интегрировать новые технологии в учебный процесс.

  • Площадка «Colloquium+» Школы иностранных языков НИУ ВШЭ была создана в ноябре 2020 года для активного профессионального диалога преподавателей, научных сотрудников, студентов и аспирантов, коллег из ведущих образовательных учреждений России и зарубежных партнёрских университетов.

    Команда проекта «Colloquium+» стремится поддерживать реализацию совместных проектов, открыта сотрудничеству и всегда рада Вашим новым выступлениям!