Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: г. Москва, ул. Старая Басманная, д. 21/4 (схема проезда)
Телефон: +7 (495) 772-95-90 внутр. 23152 (секретарь)
E-mail: fldepartment@hse.ru; langhse@gmail.com
Абитуриентам: soflabitur@hse.ru
Трудоустройство: astefanova@hse.ru
По вопросам факультатива Английский язык: ceat_sofl@hse.ru
Телефон секретаря: +7 (495) 772-95-90 внутр. 23152
35 бюджетных мест
180 платных мест
10 платных мест для иностранцев
25 бюджетных мест
15 платных мест
10 платных мест для иностранцев
50 платных мест
5 платных мест для иностранцев
Т. 307. Кубанский государственный университет, 2025.
Nagornaya A., Нванкво Дж. -.
Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2: Языкознание. 2025. Vol. 24. No. 2. P. 59-72.
В кн.: Языковое и культурное многообразие: история и современность. Российский университет дружбы народов им. Патриса Лумумбы, 2025. С. 52-59.
Fedotova I.
Arts and Humanities. No. osf.io, 2023
26 июня в рамках проекта «Colloquium+» состоялся семинар «ИИ в изучении иностранных языков и работе с иноязычными текстами: опыт и отношение студентов». Академический руководитель образовательной программы бакалавриата «Иностранные языки и межкультурная коммуникация», кандидат филологических наук, доцент Школы иностранных языков НИУ ВШЭ Светлана Викторовна Боголепова и преподаватель Школы иностранных языков НИУ ВШЭ Анна Андреевна Самойлова рассказали участникам семинара о результатах своей работы, направленной на формирование понимания того, как студенты применяют ИИ при изучении иностранных языков, какие инструменты они для этого используют и как оценивают свои компетенции в сфере новейших технологий.
Светлана Викторовна подчеркнула, что сегодня ИИ открывает широкие возможности для индивидуализации образовательного процесса, позволяя студентам, в том числе в отсутствие преподавателя, получать быструю обратную связь. Привлекательность многих инструментов ИИ для студентов заключается в их бесплатном доступе и интуитивно понятном интерфейсе. При этом, как добавила Анна Андреевна, несмотря на положительную корреляцию между уровнем опыта студентов в использовании ИИ и их оптимизмом в отношении его возможностей, учащиеся осознают существующие риски и ограничения.
Эксперты отметили, что в настоящее время студенты используют ИИ при изучении иностранных языков для достижения следующих целей:
– расширение словарного запаса;
– создание и редактирование текстов;
– улучшение произношения и письменной речи;
– повышение эффективности работы с научными текстами;
– развитие умений аудирования путем симуляции диалога.
В рамках исследования Светланы Викторовны и Анны Андреевны студентам 1, 2 и 3 курсов образовательной программы бакалавриата «Иностранные языки и межкультурная коммуникация» Школы иностранных языков НИУ ВШЭ было предложено поделиться своим мнением о применении ИИ в этих областях и оценить свои умения работы с данными сценариями.
Результат опроса 292 студентов показал, что отношение к ИИ у учащихся преимущественно позитивное, в первую очередь у тех, кто уже освоил специализированную дисциплину, направленную на обучение работе с ИИ. Именно такие учащиеся опираются на более широкий спектр инструментов и лучше понимают ограничения ИИ (например, активно используемых младшекурсниками чат-ботов и инструментов автоматического перевода), что позволяет им более осознанно подходить к работе с технологиями ИИ.
Что касается сценариев применения ИИ, то студенты в основном прибегают к технологиям для выполнения дополнительных тренировочных заданий, связанных с лексикой и грамматикой, тогда как выбор студентами ИИ для развития речевых умений встречается значительно реже.
Также отмечена тенденция, что по мере повышения курса увеличивается число студентов, которые используют ИИ для работы с текстами – в частности для реферирования (с 37,8% учащихся на 1 курсе до 69,7% на 3 курсе), планирования (с 42,2% до 53,9%) и перефразирования (с 41,1% до 61,8%).
Как отметили Светлана Викторовна и Анна Андреевна, в данный момент самооценка студентов в области ИИ-компетенции по большинству категорий находится на среднем уровне – примерно 3 балла из 5. Наиболее востребованными умениями, которые учащиеся хотели бы развить в дальнейшем, являются умения выбирать подходящие инструменты ИИ для конкретных задач, формулировать эффективные запросы (промпты), а также редактировать и дорабатывать материалы, созданные с помощью ИИ.
Помимо этого, исследование показало, что студенты Школы иностранных языков НИУ ВШЭ прекрасно справляются не только с анализом собственных компетенций, но и с выявлением ограничений инструментов ИИ (отсутствие глубоких деталей в ответах, появление ссылок на несуществующие источники, нерелевантная информация и повторения в формулировках). Вместе с тем Светлана Викторовна подчеркнула, что некоторые учащиеся недооценивают потенциал искусственного интеллекта в развитии речевых умений и используют его для ограниченного спектра запросов, избегая более когнитивно сложных задач.
С учётом полученных результатов исследования Светлана Викторовна и Анна Андреевна поделились идеями по развитию рецептивных умений учащихся с помощью инструментов ИИ и представили планы по интеграции ИИ в процесс обучения иностранным языкам. Среди предложенных инициатив – организация практики произношения с помощью различных приложений, использование чат-ботов для целенаправленного общения в рамках релевантных сценариев с включением активной лексики и грамматики, использование приложений для практики публичной речи с получением обратной связи по языку и содержанию, а также работе с письменными заданиями, где ИИ применяется для генерации идей, улучшения текстов и получения конструктивной критики согласно критериям поставленной задачи.
В ходе дискуссии в конце семинара участники обсудили вопросы, связанные с промпт-инжинирингом, особенностями различных ИИ-инструментов, их применением для изучения иностранных языков, а также с этическими аспектами использования ИИ в языковом образовании. Семинар еще раз продемонстрировал, что искусственный интеллект уже стал важным помощником в изучении иностранных языков, но для полного раскрытия его потенциала необходимы дальнейшие исследования и развитие образовательных программ, которые помогут студентам и преподавателям эффективно интегрировать новые технологии в учебный процесс.
Площадка «Colloquium+» Школы иностранных языков НИУ ВШЭ была создана в ноябре 2020 года для активного профессионального диалога преподавателей, научных сотрудников, студентов и аспирантов, коллег из ведущих образовательных учреждений России и зарубежных партнёрских университетов.
Команда проекта «Colloquium+» стремится поддерживать реализацию совместных проектов, открыта сотрудничеству и всегда рада Вашим новым выступлениям!