• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: г. Москва, ул. Старая Басманная, д. 21/4 (схема проезда)

Телефон: +7 (495) 772-95-90 внутр. 23152 (секретарь)

E-mail: fldepartment@hse.ru; langhse@gmail.com

Руководство
Школа иностранных языков: Руководитель школы Колесникова Екатерина Алексеевна

Телефон секретаря: +7 (495) 772-95-90 внутр. 23152

Школа иностранных языков: Заместитель руководителя школы Врадий Надежда Валентиновна

Выразительная кнопка
Выразительная кнопка

Статья
Реализация концепта Дистанционное образование в современной русской лингвокультуре

Абдрашитова М. О., Богданова А. Г.

Вестник Томского государственного университета. 2021. № 464. С. 5-12.

Глава в книге
От редактора

Маньков А. Е.

В кн.: С любовью к науке. К юбилею Т.А. Тоштендаль-Салычевой. Изд-во РГГУ, 2021.

Препринт
Language ideologies and attitudes towards Russian in Pridnestrovie
В печати

Tulum A., Zubalov D.

Linguistics. WP BRP. НИУ ВШЭ, 2020. No. 102.

Преподаватели ШИЯ разработали курс о преподавании иностранного языка для Coursera

C 24 декабря этого года желающие могут пройти новый курс «Преподавание иностранного языка в вузе: современные подходы и их практическая реализация» на платформе Coursera. Слушатели узнают о современных подходах к преподаванию ИЯ, об обучении иностранному языку для специальных и академических целей, научатся планировать урок иностранного языка в соответствии с различными типами организации урока, проанализируют возможности и ограничения применения информационных технологий в обучении ИЯ в вузе. Об особенностях данного курса рассказали его авторы, академический руководитель образовательной программы ИЯиМКК Светлана Викторовна Боголепова и преподаватель ШИЯ Мария Александровна Кирсанова.
Боголепова Светлана Викторовна

Школа иностранных языков: Доцент

 
Кирсанова Мария Александровна

Школа иностранных языков: Преподаватель

 

- В чем заключаются преимущества данного курса? 

М.К., С.Б.: Основное преимущество заключается в том, данный курс затрагивает не только теорию и приемы обучения языку, но обсуждает и современные тенденции в образовании в целом, например, личностно-ориентированное обучение, проектное обучение, обучение в деятельности или через игру, оценку для обучения. Так как курс фокусируется на обучении студентов вузов, обсуждается специфика преподавания языка данной аудитории, развитие профессиональных, исследовательских и академических компетенций посредством иностранного языка. Кроме того, можно сказать,что наш курс носит практико-ориентированный характер, так как слушатели получают возможности применить свои знания и получить фидбэк от своих коллег.
 
- Как сбалансированы в курсе лекционная составляющая и практическая составляющая?
М.К.: Наш курс состоит из лекций, примеров уроков и интервью. Что касается практической части, то к каждой лекции разработаны тестовые задания, которые помогут слушателям проверить свои знания. Необходимо заметить, что тестовые задания носят практический характер и позволяют проверить применения материала на практике, а не только способствуют запоминанию материала. В качестве финального задания на взаимооценку было выбрано составление плана урока с применением современных методик, так как именно данное задание позволяет перевести полученную “теорию” в “практику”. 
С.Б.: Мы хотим, чтобы наши слушатели, опираясь на полученные знания, осознанно и рационально вводили элементы современных подходов в свою практику. Поэтому уже в лекциях мы не только рассказываем теорию, но и показываем на примерах и заданиях, как эта теория может воплощаться в жизнь на занятиях по иностранному языку в вузе. 
 
- Для кого предназначен данный курс?
- М.К.: Данный курс предназначен для преподавателей иностранного языка, интересующихся работой со студентами ВУЗов, которые по своим целям и задачам отличаются и от школьников, и от взрослых. Но данный курс может быть интересен и более широкому кругу слушателей, так как в нем рассматриваются такие темы, как психологические особенности взрослых людей и современного поколения Z, личностно-ориентированное обучение, применение ИКТ в обучении ИЯ, оценивание коммуникативной компетенции и многое другое.
 
- Насколько он эффективен для обучения иностранному языку начинающих, а не продолжающих студентов, особенно если речь идет о втором иностранном языке?
М.К.: Данный курс эффективен для преподавателей, работающих как с продолжающими обучение, так и с начинающими, так как мы рассматриваем достаточно универсальные принципы и приемы, которые применимы для любого уровня владения ИЯ. 
С.Б.:  Курс целенаправленно дается на русском языке, чтобы его могли изучать преподаватели не только английского, но и других языков. Нам казалось, что эти преподаватели, в отличие от преподавателей английского, имеют меньше возможностей для профессионального развития и получения информации о глобальных процессах, происходящих в образовании и методике обучения иностранным языкам, и наш курс дает преподавателям эту возможность.

- Каковы преимущества размещения и прохождения данного курса на Coursera?
М.К.: Основным плюсом платформы Курсера является то,что курс не привязан к определенным датам, то есть слушатели могут проходить его в своем темпе. 
С.Б.: Более того, это всемирно известная платформа, привлекающая миллионы обучающихся со всего мира. Платформа учитывает нужды людей, обучающихся онлайн, поэтому обучение построено короткими блоками с немедленной оценкой и обратной связью.
 
- Почему вы решили взяться за разработку этого курса, сколько длилась работа над курсом, насколько трудной она была?
М.К.: Идея данного курса вызвана тем, что наблюдается недостаток курсов, которые бы акцентировали свое внимание на обучение в ВУЗе и на работу со студентами. Работа над данным курсом длилась около года, а если быть точнее, около 10 месяцев. По моему мнению, основная трудность состоит в необычном формате - видеолекций, к которому необходимо привыкнуть.
С.Б.: Согласна, рассказывать материал камере, а не аудитории слушателей, это непривычно и необычно, к этому нужно адаптироваться. Более того, лекции должны быть максимально краткими и емкими, что требует тщательной подготовки, в том числе презентации и визуального материала. Это действительно огромная работа, требующая большой отдачи.

- Как вы работали над этим курсом, кто еще помогал в его создании?
М.К., С.Б.: Каждую лекцию мы делали вместе, деля ее на части. Также делали тесты к каждому разделу, работали над презентациями. Хотелось бы отметить людей, без которых данный курс не состоялся бы. Прежде всего это руководитель ШИЯ Колесникова Екатерина Алексеевна,  а также коллеги: академический руководитель магистратуры ИЯиМКК Бакулев Алексей Валентинович, академический руководитель образовательной программы “Педагогическое образованиеЛытаева Мария Александровна, руководитель отдела научной и международной деятельности Пасько Юлия Валерьевна, руководитель отдела управления академического развития Сучкова Светлана Анатольевна, преподаватели Ершова Татьяна Андреевна, Лубенникова Евгения Вадимовна, Сорокина Елена Владимировна. М.А. Лытаева помогла нам выстроить содержание курса, другие коллеги поделились своим бесценным опытом в интервью. Также хотелось бы поблагодарить наших студентов, которые приняли участие в демоуроках. Не можем не упомянуть ассистента курса, студентку магистратуры ИЯиМКК Елену Солдатову, помогавшую нам с оформлением презентаций, размещением материалов, ведением курса.