• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: г. Москва, ул. Старая Басманная, д. 21/4 (схема проезда)

Телефон: +7 (495) 772-95-90 внутр. 23152 (секретарь)

E-mail: fldepartment@hse.ru; langhse@gmail.com

Руководство
Школа иностранных языков: Руководитель школы Колесникова Екатерина Алексеевна

Телефон секретаря: +7 (495) 772-95-90 внутр. 23152

Школа иностранных языков: Заместитель руководителя школы Врадий Надежда Валентиновна

Выразительная кнопка
Выразительная кнопка

Статья
Реализация концепта Дистанционное образование в современной русской лингвокультуре

Абдрашитова М. О., Богданова А. Г.

Вестник Томского государственного университета. 2021. № 464. С. 5-12.

Глава в книге
От редактора

Маньков А. Е.

В кн.: С любовью к науке. К юбилею Т.А. Тоштендаль-Салычевой. Изд-во РГГУ, 2021.

Препринт
Language ideologies and attitudes towards Russian in Pridnestrovie
В печати

Tulum A., Zubalov D.

Linguistics. WP BRP. НИУ ВШЭ, 2020. No. 102.

Академия школьников: инфлюенсеры современности

В декабре в ШИЯ прошла традиционная Академия школьников - на этот раз в онлайн-формате. В сессии приняли участие школьники из разных городов: Екатеринбурга, Нижнего Новгорода, Москвы и других. О том, чему может научить Академия старшеклассников, рассказали преподаватель ШИЯ Мария Александровна Кирсанова и студентки 4 курса образовательной программы ИЯиМКК ШИЯ Агапова Анастасия и Долгих Елизавета, которые вели занятия у школьников.

 Мы не только знакомились с биографией данной персоны, но и разбирали ее таланты и пытались учиться у нее. 

Кирсанова Мария Александровна
Школа иностранных языков: Преподаватель

- Расскажите, пожалуйста, чему была посвящена декабрьская сессия Академии.
М.К.: Академия школьников проводится для 8-9 классов и для 11-10 классов. Данная сессия была посвящена инфлюенсерам из различных сфер, таких как IT (Стив Джобс), музыка (Адель), литература (Чарльз Диккенс), спорт (Майкл Джордан) и политика (Маргарет Тэтчер). Основными целями данной сессии было развитие умений и навыков, необходимых для сдачи не только ОГЭ и ЕГЭ, но и любых экзаменов. Конечно, большое внимание уделялось и развитию как аспектов языка, так и видов речевой деятельности, а также интегративных умений: выражать свое мнения на английском языке, строить аргументацию и доказывать свою точку зрения. Каждое занятие состояло из двух «пар», первую из которых мы посвящали тому или иному известному человеку и на котором мы развивали различные навыки и умения. Во второй части школьники выполняли творческое задание. Например, после знакомства с презентациями Стива Джобса ученики представляли себя на его месте и представляли выбранную идею или продукт, или, как Маргарет Тэтчер, участвовали в политических дебатах. На последнем занятии участники должны были представить инфлюенсера современности и убедить своих других участников, что этого человека действительно можно назвать инфлюенсером.

Чем Вы занимались в рамках Академии?
А.А.: Основной массив работы пришелся на подготовку. Мы старались продумать каждое занятие и объединить их общей концепцией. Видели бы вы брейнсторминг за месяцы до самих занятий и гугл диски с совместно собранными материалами! Непосредственно во время школы мы с коллегами проводили занятия, стараясь дополнять друг друга и работать в команде. Например, каждое занятие проводили сразу двое. Такой подход не только помогал нам незаметно для студентов решать технические трудности, но и давал возможность уделять больше вниманию ученикам, когда они работали в мини-группах.
Е.Д.: В рамках сессии Академии школьников, проходившей с 5 по 15 декабря, я занималась подготовкой и проведением занятий по английскому языку совместно с преподавателями своей ОП. В целом, занятия делились на основные сессии, где ученики работали над всеми языковыми навыками и умениями, и творческие сессии (“workshops”), где они выполняли проекты, писали тексты и делали презентации. Я занималась с ребятами на таких творческих сессиях.
 
- Бывали ли Вы на выездных сессиях? Какой формат Вам кажется наиболее интересным и полезным?
А.А.: Да, я уже была на выездных сессиях. На одном из первых курсов мы с другими студентами провели сессию для школьников в Серпухове.  Именно тогда я поняла, что мне очень нравится такой формат: полное погружение в язык, выстроенная мини-программа с единой идеей, да и сам факт, что вы с учениками на неделю вместе – учитесь, развлекаетесь, едите… Атмосфера выездных сессий помогает быстро выстроить доверительные отношения с учениками и зажигает их идеей проектной работы. Позже были несколько сессий в Вороново с Академией школьников. Это совершенно другой уровень, ведь к нам на занятия съехались абитуриенты с разных регионов России. После этого первого раза я не могла пропустить ни одной сессии по английскому языку, включая последнюю.
Е.Д.: В прошлом и позапрошлом году я дважды принимала участие в выездных сессиях АШ. Сложно, сказать какой опыт был более удобным и интересным – участие в Академии очно или онлайн. У обоих форматов есть свои преимущества и интересные особенности. На выездных сессиях устанавливается особая атмосфера, есть возможность лучше узнать учащихся, понять не просто, как они занимаются, но и какие они люди. В онлайн-формате это несколько сложнее из-за дистанции, отсутствия камер у некоторых учеников или проблем с интернет-соединением. Это не означает, что на онлайн занятиях невозможно установить теплый контакт с учениками, просто он ощущается по-другому. Конечно, смена формата повлияла и на содержание занятий. К примеру, в прошлые годы у нас была возможность ставить театральные постановки на английском языке во время творческих сессий, что сложнее реализовать дистанционно.

Задачей было не просто попрактиковать язык, но и помочь ребятам вынести с сессии новый подход к обучению.

Анастасия Агапова

- Расскажите, как обычно проходят занятия по английскому языку? На что они направлены?

А.А.: Понятно, что невозможно научить языку за неделю. К этому добавляется то, что уровень языка у разных участников сессии может быть разным. Как же в таких условиях составить максимально полезную программу? Мы старались, как бы банально это ни звучало, научить учиться. Например, в каждый из дней сессии были занятия на формирование soft skills, объяснялись методики выполнения задания, давались материалы на будущее. 
Е.Д.: То, на чем учитель выбирает сосредоточиться, зависит в основном от группы, потребностей учеников и специфики программы. На сессии Академии основной фокус был на говорении и освоении новой лексики, так как программа короткая, ребята очень разные, и мы хотели сделать сессию максимально полезной и насыщенной для всех.

- Есть ли какие-то отличия программы в Академии от изучения иностранного языка в школе или институте?

А.А.: Конечно. Например, большее внимание уделяется проектной работе, развитию коммуникативных навыков. Методы обучения в чем-то ближе к вузовским, что может подготовить абитуриентов к будущей учебе.

Я считаю, большое преимущество выездных школ состоит в том, что благодаря формату можно выстроить занятия с единой идеей. Например, в этот раз каждый день академии был посвящен знаменитой личности и сфере, в которой он или она достигли успеха. Элементы каждого занятия сложились к концу сессии в финальный проект, что дало чувство завершенности, понимание, что все, что выучено, пригодилось. В школе, как правило, программа учебника идет от темы к теме, предметы в течение дня меняются, а тут, по сути, происходит полное погружение.

Е.Д.: Я бы сказала, что отличие состоит в основном в том, что программа включает в себя большой творческий компонент.

Для того, что увлечь учеников, нужно самим быть заинтересованным, поэтому наш энтузиазм помог и ученикам вовлечься даже в онлайн-формате.

Анастасия Агапова

- Можете ли Вы дать несколько советов, как эффективно провести урок и заинтересовать учеников?

М.К.: На мой взгляд, современные ученики не хотят быть пассивными реципиентами знаний, они хотят быть вовлеченными в прикладную деятельность с ощутимым результатом на выходе. Поэтому для того чтобы мотивировать их, им нужно предложить деятельность, выполняя которую, они смогут применить полученные знания. Очень важно соблюдать баланс, чтобы, с одной стороны, ученики получили все необходимые инструменты, опоры, а, с другой стороны, они могли проявить свои творческие способности.
А.А.: Первое, что приходит на ум – это цитата из видео, которые мы разбирали с учениками. Там, на ted talk оратор раскрывает секрет успешного выступления: bored people are boring, interested people are interesting. Позже эта цитата оказалась в центре майдмэпа об успешных людях, который мы рисовали. Я абсолютно уверена, что этот принцип работает и в преподавании. 
Кроме того, мы старались включить элементы соревнования и игры. Оценивание своих однокурсников, конкурс проектов, дебаты… Это не только повышает мотивацию активнее участвовать, но и вовлекает всех учеников одновременно.

Мне кажется, важно заранее знать, какие могут возникнуть технические проблемы и подготовиться их решать. 

Елизавета Долгих

- Есть ли, на ваш взгляд, особенности онлайн-формата, которым стоит уделять особое внимание?

М.К.: Основной сложностью онлайн-формата для меня является отсутствие видимой реакции от участников. Очевидно, что не у всех есть возможность включить камеру, поэтому преподаватель не всегда может оценить, что происходит в группе при подготовке. Например, кто закончил раньше или у кого возникли трудности и нужно помочь. Поэтому тайминг в онлайн формате имеет еще большее значение, чем при офлайн занятиях. Кроме того, мне кажется активнее нужно использовать чат, так как он позволяет вовлечь большее количество участников.
 
А.А.: Однако есть и плюс! Онлайн предоставляет больше сервисов для интерактива. Оценка друг друга в гугл формах и платформах для голосования, удобная сдача домашней работы и мгновенный фидбэк, интерактивные сервисы и сессионные залы, все это не только позволяет воссоздавать функционал традиционного занятия, но и открывает дополнительные возможности.
Е.Д.: Хорошая идея – задать себе несколько вопросов: 1) Нужно ли мне будет работать с сессионными залами в Zoom? Знаю ли я, как это сделать? 2) Что я буду делать, если у кого-то из моих учеников не работает камера или микрофон? Как я буду вовлекать таких ребят в работу? 3) Будет ли у меня какой-либо канал связи с учениками помимо Zoom, чтобы отправить ребятам материалы, связаться с ними в случае технических неполадок? 4) Как я могу обеспечить себе комфортные условия для проведения онлайн-занятия? Не будет ли меня что-либо отвлекать?
И последнее, но не менее важное – с терпением относиться к тому, что в онлайн формате иногда что-то будет не получаться. Например, если вы один раз спросили ребенка в Zoom, а в ответ прозвучала лишь тишина – это не обязательно показатель того, что ему не интересно, или что вопросы у вас странные, и вообще учитель из вас так себе. Чаще всего, все оказывается проще – задержка звука, не включенный вовремя микрофон, «зависший» Zoom. В общем, нужно принять, что иногда такие вещи будут происходить, и это нормально.
 
- Почему вы решили принять участие в Академии школьников?
А.А.: Каждая сессия Академии школьников учит меня чему-то новому. Например, главным челленджем последней стал перенос атмосферы выездной школы в онлайн-формат. Я считаю, нам удалось! Буду рада участвовать в подобных проектах снова.

Е.Д.: Я решила принять участие в Академии школьников, так как преподавание иностранного языка – моя текущая специализация. Чем больше и чем разнообразнее будет мой опыт, тем лучше я смогу преподавать в дальнейшем. Безусловно, опыт был полезен.

 

 

 

Отзывы участников:
«Интересная организация и проведение занятий, постоянная работа в команде, очень круто» Александр Лебедев, школа №937

«Очень понравилось совмещение разных форматов: аудио, чтение, письмо, говорение. Научились представлять проекты, строить свои рассуждения. Огромное спасибо преподавателям. Это не просто уроки и практика языка, это ещё и получение очень интересной информации».
Трухина Любовь Дмитриевна, город Камышлов, МАОУ «Лицей 5»

«Хорошие преподаватели и отличные ребята, с которыми приятно общаться»
Камбаров Вадим Романович, школа 1356

«Работала с ребятами из других городов на английском языке, работала с учителями, узнала много нового о знаменитых людях нашего мира. Очень полезные и классные курсы, порекомендую всем своим знакомым и друзьям»
Атаманова Ксения Викторовна, Гимназия 41

«Мне понравилась работа в группах. Я познакомился с новыми людьми, приобрел новый опыт в представлении проектов на публику, общении, командной работе. Я также обогатил свой словарный запас новыми словами, которые узнал в течение работы. Мне сессия очень понравилась. Я раньше не знал о сессиях Вышки, теперь буду стараться почаще в них участвовать»
Сосн Михаил Алексеевич, Нижний Новгород, Школа №187

Мне кажется, важно заранее знать, какие могут возникнуть технические проблемы и подготовиться их решать.