• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: г. Москва, ул. Старая Басманная, д. 21/4 (схема проезда)

Телефон: +7 (495) 772-95-90 внутр. 23152 (секретарь)

E-mail: fldepartment@hse.ru; langhse@gmail.com

Абитуриентам: soflabitur@hse.ru

Трудоустройство: astefanova@hse.ru 

По вопросам факультатива Английский язык: ceat_sofl@hse.ru 

Руководство
Школа иностранных языков: Руководитель школы Колесникова Екатерина Алексеевна

Телефон секретаря: +7 (495) 772-95-90 внутр. 23152

Школа иностранных языков: Заместитель руководителя школы Врадий Надежда Валентиновна

Выразительная кнопка
Выразительная кнопка

Образовательные программы
Бакалаврская программа

Иностранные языки и межкультурная коммуникация

4 года
Очная форма обучения
35/180/10

35 бюджетных мест

180 платных мест

10 платных мест для иностранцев

Иностранным абитуриентам на программе доступны как бюджетные (стипендии Правительства РФ для иностранных граждан), так и платные места

RUS/ENG
Обучение ведется на русском или английском языках
Магистерская программа

Иностранные языки и межкультурная коммуникация

2 года
Очная форма обучения
25/15/10

25 бюджетных мест

15 платных мест

10 платных мест для иностранцев

Иностранным абитуриентам на программе доступны как бюджетные (стипендии Правительства РФ для иностранных граждан), так и платные места

RUS/ENG
Обучение ведется на русском или английском языках
Магистерская программа

Китайский язык в межкультурной бизнес-коммуникации

2 года
Очная форма обучения
Онлайн-программа
50/5

50 платных мест

5 платных мест для иностранцев

RUS+ZHO
Обучение ведётся на русском и китайском
Книга
New Ways to Think and Learn with Metacognition

Julia Kuzmenkova, Erykina M. A.

Newcastle upon Tyne: Cambridge Scholars Publishing, 2025.

Статья
Способы и средства трансляции образов страны/государства и нации в институциональном дискурсе современной испанской монархии

Селиванова И. В., Раевская М. М.

Вестник Московского университета. Серия 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2025. Т. 28. № 1. С. 133-147.

Глава в книге
Drama Activities for Fostering Metacognition

Julia Kuzmenkova, Maria Erykina.

In bk.: New Ways to Think and Learn with Metacognition. Newcastle upon Tyne: Cambridge Scholars Publishing, 2025. Ch. 8. P. 125-140.

Препринт
Digital resources on the Uralic languages of Siberia: an overview, evaluation and application

Fedotova I.

Arts and Humanities. No. osf.io, 2023

Лекция о волшебном помощнике на «Радио Арзамас» от преподавателя ШИЯ

Доцент Школы иностранных языков Юлия Валерьевна Пасько прочитала лекцию на «Радио Арзамас» в рамках цикла о волшебных помощниках. Она представила слушателям сложный и многогранный образ черепахи Кассиопеи из сказки Михаэля Энде «Момо» и рассказала о его связи с ключевыми категориями времени и пространства.

Функции действующих лиц в сказке были подробно описаны фольклористом В. Я. Проппом в книге «Морфология волшебной сказки», опубликованной в 1928 году. Однако такая функция, как помощник, встречается не только в народных сказках, но и в литературных, и даже в произведениях, не связанных с волшебством. Проект «Радио Арзамас» предлагает рассмотреть особенности волшебного помощника в литературных произведениях самых разных жанров.

Роман немецкого писателя ХХ века Михаэля Энде «Момо» - это роман-сказка, притча о девочке из ниоткуда, к которой однажды пришла черепаха Кассиопея и призвала следовать за ней, чтобы помочь девочке вернуть украденное время. В своей лекции Ю.В. Пасько подробно рассмотрела особенности данного помощника и его отличия от традиционного волшебного помощника в сказках.

На первый взгляд, круг действий Кассиопеи охватывает все те же действия, что и в народных волшебных сказках: пространственное перемещение героя, ликвидацию беды или недостачи, спасение от преследования, разрешение трудных задач.

Но, как отметила Юлия Валерьевна Пасько, в этой сказке помощник является очень необычным. У Кассиопеи в этом произведении главенствующая роль. Примечательно, что данный помощник, в отличие от традиционных, помогает главной героине по своему желанию. Черепаха обладает двумя талантами, связанными с ключевыми категориями времени и пространства: может предугадать будущее на полчаса вперед, медленно ползет, но быстро передвигается. Черепаха не только спасает Момо от похитителей времени, но и приводит Момо в дом Магистра времени, где девочка познает время и самое себя. Как рассказала Юлия Валерьевна, черепаха ассоциируется с мудростью, защитой, хитростью и космическим порядком, и, конечно, античной мифологией. Лектор объяснила также связь имени черепахи и девочки Момо (созвездие Кассиопеи напоминает букву "м"). Таким образом, Ю.В. Пасько предложила слушателям рассмотреть эту сказку во взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего, обыденного и парадоксального.

О Кассиопее и других волшебных помощниках данного цикла лекций можно послушать в приложении «Радио Арзамас».