• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: г. Москва, ул. Старая Басманная, д. 21/4 (схема проезда)

Телефон: +7 (495) 772-95-90 внутр. 23152 (секретарь)

E-mail: fldepartment@hse.ru; langhse@gmail.com

Абитуриентам: soflabitur@hse.ru

Руководство
Школа иностранных языков: Руководитель школы Колесникова Екатерина Алексеевна

Телефон секретаря: +7 (495) 772-95-90 внутр. 23152

Школа иностранных языков: Заместитель руководителя школы Врадий Надежда Валентиновна
Школа иностранных языков: Заместитель руководителя школы Попугаева Мария Витальевна

Выразительная кнопка
Выразительная кнопка

Книга
Перевод текстов по вопросам глобальной политики и деятельности ООН

Осипов Д. В., Петелина Ю. Н., Савельева У. А.

Астрахань: Издатель: Сорокин Роман Васильевич, 2024.

Глава в книге
Как «узреть тьму»: метафора как инструмент диагностики депрессивного расстройства

Цыгунова М. М.

В кн.: Метафорика субъективного опыта в современной англоязычной культуре. М.: ЛЕНАНД, 2024. С. 202-220.

Препринт
Digital resources on the Uralic languages of Siberia: an overview, evaluation and application

Fedotova I.

Arts and Humanities. No. osf.io, 2023

Интервью Колесниковой Е.А. для корпоративного информационного издания НИУ ВШЭ “Окна Роста”

Руководитель ШИЯ НИУ ВШЭ, доцент, кандидат педагогических наук, Колесникова Екатерина Алексеевна 5 лет подряд является одним из победителей конкурса "Лучший преподаватель" (2021, 2020, 2019, 2018, 2017).


Екатерина Колесникова (справа)

Екатерина Колесникова (справа)

В своем интервью для корпоративного информационного издания НИУ ВШЭ “Окна Роста”, Колесникова Е.А. рассказала о конкурсе «Лучший преподаватель» и о своем отношении к преподаванию и студентам, об изменчивом и неизменном в профессии, а также о человекоцентричности образования.

Предложение «Окон роста» поделиться своим пониманием концепта «Лучший преподаватель» помогло найти время, чтобы постараться ответить на вопрос, который я задаю себе с июля 2021 года: что не поменялось в моем преподавании за последние пять лет?

Я присоединилась к команде университета в 2016 году.

За это время преподавала разные дисциплины студентам бакалавриата и магистратуры; работала онлайн, офлайн и в гибридном формате; внедряла новые курсы. Нагрузка при этом всегда была разной и многоаспектной.

Единственной неизменной переменной в моей преподавательской деятельности за эти пять разных лет является статус лучшего преподавателя. Почему? Что не меняется, когда мир вокруг так быстро меняется?

Первое, как мне видится, – человекоцентричность университетского образования. Оно всегда о молодых людях и их устремлениях. Принимая решения о содержании дисциплин, подходах к оцениванию, форматах заданий, важно исходить из понимания мотивационных установок студентов и стараться показать, как эти установки коррелируют с имеющимися возможностями для профессионального становления.

Второе, на мой взгляд, – значимость коммуникации. Для преподавателя сейчас критически важно донести смыслы поставленных задач, достичь нужной степени вовлеченности или, наоборот, намеренно создать для студентов ситуацию вызова и неопределенности, в которой они научатся не бояться нового, просчитывать риски и находить собственные способы действий.

Третье – умение использовать образовательные ресурсы и материалы. Технологии не заменят университетских преподавателей, но серьезно потеснят тех, кто не научится их методически грамотно использовать. Работа преподавателя всегда требовала понимания того, как применять тот или иной образовательный ресурс или инструмент. Только если раньше это были распечатки, сделанные на принтере, аудиокассеты, бумажные дидактические материалы, сейчас это гораздо более удобные и интересные функциональные системы, поддерживающие разные виды взаимодействия. Например, MS Teams и SmartLMS комплементарны, они замечательно дополняют друг друга, понять это можно, только активно используя их в профессиональной деятельности.

Четвертое: ведущие преподаватели всегда неизменно отличаются лидерским потенциалом. Теория лидерства сейчас оперативно реагирует на высокий интерес к своему объекту изучения, предлагая новые контекстно обусловленные концепции. Преподаватели, зачастую не обладая этим теоретическим знанием, в своей ежедневной практике, требующей искреннего желания построить доверие с аудиторией, организовать студентов под задачу, отладить отношения в группе или трансформировать эту группу в проектную команду, приобретают и реализуют ценный лидерский опыт. Мне видится, что преподаватели всегда являлись людьми с глубоким интуитивным пониманием принципов теории лидерства.

Пятое: преподавателей отличают жизнелюбие и энергия, причем их должно хватать и на себя, и на других. Университетское занятие – это по своей сути интереснейшая ситуация академического взаимодействия, в которой создается новое знание, устанавливаются взаимоотношения, развиваются личностные и профессиональные качества участников. Пару можно отработать или провести, а можно интересно прожить, приобретая и передавая опыт.

Шестое: хотела бы добавить, что чувство юмора, но, боюсь, это не мой случай. Мне здесь еще много над чем работать.

 
Колесникова Екатерина Алексеевна

Школа иностранных языков: Руководитель школы