Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: г. Москва, ул. Старая Басманная, д. 21/4 (схема проезда)
Телефон: +7 (495) 772-95-90 внутр. 23152 (секретарь)
E-mail: fldepartment@hse.ru; langhse@gmail.com
Абитуриентам: soflabitur@hse.ru
Трудоустройство: astefanova@hse.ru
По вопросам факультатива Английский язык: ceat_sofl@hse.ru
Телефон секретаря: +7 (495) 772-95-90 внутр. 23152
35 бюджетных мест
180 платных мест
10 платных мест для иностранцев
Иностранным абитуриентам на программе доступны как бюджетные (стипендии Правительства РФ для иностранных граждан), так и платные места
25 бюджетных мест
15 платных мест
10 платных мест для иностранцев
Иностранным абитуриентам на программе доступны как бюджетные (стипендии Правительства РФ для иностранных граждан), так и платные места
50 платных мест
5 платных мест для иностранцев
Чихачева Д. В., Мошняга Е. В., Гаевская М. А.
Вопросы философии. 2025. № 2. С. 38-49.
Мичугина С. В., Лукошус О. Г.
В кн.: ДИАЛОГ КУЛЬТУР-КУЛЬТУРА ДИАЛОГА В МНОГОНАЦИОНАЛЬНОМ ГОРОДСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ: Материалы Четвертой международной научно-практической конференции (Москва, 27 февраля – 1 марта 2024). Языки народов мира, 2024. С. 453-458.
Fedotova I.
Arts and Humanities. No. osf.io, 2023
В своем интервью для корпоративного информационного издания НИУ ВШЭ “Окна Роста”, Колесникова Е.А. рассказала о конкурсе «Лучший преподаватель» и о своем отношении к преподаванию и студентам, об изменчивом и неизменном в профессии, а также о человекоцентричности образования.
Предложение «Окон роста» поделиться своим пониманием концепта «Лучший преподаватель» помогло найти время, чтобы постараться ответить на вопрос, который я задаю себе с июля 2021 года: что не поменялось в моем преподавании за последние пять лет?
Я присоединилась к команде университета в 2016 году.
За это время преподавала разные дисциплины студентам бакалавриата и магистратуры; работала онлайн, офлайн и в гибридном формате; внедряла новые курсы. Нагрузка при этом всегда была разной и многоаспектной.
Единственной неизменной переменной в моей преподавательской деятельности за эти пять разных лет является статус лучшего преподавателя. Почему? Что не меняется, когда мир вокруг так быстро меняется?
Первое, как мне видится, – человекоцентричность университетского образования. Оно всегда о молодых людях и их устремлениях. Принимая решения о содержании дисциплин, подходах к оцениванию, форматах заданий, важно исходить из понимания мотивационных установок студентов и стараться показать, как эти установки коррелируют с имеющимися возможностями для профессионального становления.
Второе, на мой взгляд, – значимость коммуникации. Для преподавателя сейчас критически важно донести смыслы поставленных задач, достичь нужной степени вовлеченности или, наоборот, намеренно создать для студентов ситуацию вызова и неопределенности, в которой они научатся не бояться нового, просчитывать риски и находить собственные способы действий.
Третье – умение использовать образовательные ресурсы и материалы. Технологии не заменят университетских преподавателей, но серьезно потеснят тех, кто не научится их методически грамотно использовать. Работа преподавателя всегда требовала понимания того, как применять тот или иной образовательный ресурс или инструмент. Только если раньше это были распечатки, сделанные на принтере, аудиокассеты, бумажные дидактические материалы, сейчас это гораздо более удобные и интересные функциональные системы, поддерживающие разные виды взаимодействия. Например, MS Teams и SmartLMS комплементарны, они замечательно дополняют друг друга, понять это можно, только активно используя их в профессиональной деятельности.
Четвертое: ведущие преподаватели всегда неизменно отличаются лидерским потенциалом. Теория лидерства сейчас оперативно реагирует на высокий интерес к своему объекту изучения, предлагая новые контекстно обусловленные концепции. Преподаватели, зачастую не обладая этим теоретическим знанием, в своей ежедневной практике, требующей искреннего желания построить доверие с аудиторией, организовать студентов под задачу, отладить отношения в группе или трансформировать эту группу в проектную команду, приобретают и реализуют ценный лидерский опыт. Мне видится, что преподаватели всегда являлись людьми с глубоким интуитивным пониманием принципов теории лидерства.
Пятое: преподавателей отличают жизнелюбие и энергия, причем их должно хватать и на себя, и на других. Университетское занятие – это по своей сути интереснейшая ситуация академического взаимодействия, в которой создается новое знание, устанавливаются взаимоотношения, развиваются личностные и профессиональные качества участников. Пару можно отработать или провести, а можно интересно прожить, приобретая и передавая опыт.
Шестое: хотела бы добавить, что чувство юмора, но, боюсь, это не мой случай. Мне здесь еще много над чем работать.
Школа иностранных языков: Руководитель школы