Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: г. Москва, ул. Старая Басманная, д. 21/4 (схема проезда)
Телефон: +7 (495) 772-95-90 внутр. 23152 (секретарь)
E-mail: fldepartment@hse.ru; langhse@gmail.com
Абитуриентам: soflabitur@hse.ru
Телефон секретаря: +7 (495) 772-95-90 внутр. 23152
35 бюджетных мест
25 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
150 платных мест
5 платных мест для иностранцев
25 бюджетных мест
30 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
10 платных мест
3 платных места для иностранцев
Под науч. редакцией: Е. Д. Сидоркина, Ю. С. Гревцева
М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2024.
Селиванова И. В., Раевская М. М.
Вестник Томского государственного университета. Филология. 2024. № 90. С. 121-146.
In bk.: Новый мир. Новый язык. Новое мышление. Выпуск VII: Материалы VII международной научно-практической конференции. M.: Дипломатическая академия Министерства иностранных дел Российской Федерации, 2024.
Fedotova I.
Arts and Humanities. No. osf.io, 2023
Встреча началась с торжественного открытия, на котором выступили руководитель Школы иностранных языков НИУ ВШЭ Колесникова Е.А., а также заместители руководителя ШИЯ Врадий Н.В. и Попугаева М.В. Студенты ознакомились с понятием академической культуры и факторами, влияющими на её развитие, ответили на самые главные вопросы Зимней Школы – что нужно сделать для улучшения учебной и внеучебной жизни, и при помощи каких инструментов добиться поставленных целей.
Мы задали Екатерине Алексеевне Колесниковой несколько вопросов о Зимней Школе:
«Q1: Это первая стратегическая сессия за всё время существования нашей программы. Почему было решено провести её именно сейчас?
A1: Дело в том, что на первых этапах становления Школы иностранных языков её сотрудники и преподаватели самостоятельно определяли для себя понятие академической культуры и её элементов. На данный момент мы уже достигли того этапа зрелости, когда хочется, чтобы именно студенты приняли участие в проектировании культуры ШИЯ: её ценностей, моделей поведения, норм и правил.
Q2: Кто принимает участие в сессии? Почему были приглашены именно эти студенты?
A2: В первую очередь мы приглашали ребят, которые уже проявили определённые лидерские качества и стали заметны в академическом сообществе. Благодаря их активности у них есть понимание студенческой жизни ШИЯ, её запросов, интересов и мыслей
Q3: Поделитесь Вашими ожиданиями от этого выезда.
A3: Начну с самого важного: надеюсь, что , для студентов эта Школа станет ценным, интересным и воодушевляющим жизненным опытом. Студенческие годы - это тот период, который действительно остаётся с нами на всю жизнь. поэтому хочется, чтобы этот запомнился яркостью идей; тем, что никто не побоялся высказать свое мнение и поделиться видением того, как должна развиваться академическая культура ШИЯ. Чтобы через несколько лет, когда это начинание повторится, мы возвращались к тем проектам, которые стартовали в ШИЯ в этом году в рамках этой Зимней школы и чтобы они развивались и были успешными».
Второй день в Зимней Школе был самым насыщенным и плодотворным.
Он начался с речи руководителя Центра поддержки студенческих инициатив, Шминке Д.А., который говорил о том, как студент Вышки может реализовать свой потенциал в рамках деятельности ЦПСИ. После выступил представитель Дирекции по внутренним исследованиям и академическому развитию студентов, Сметанин Д.В., который поделился информацией про Travel-гранты, про возможность отправить свою научную работу для peer review и про конкурс поддержки научных мероприятий.
Мы поинтересовались у студенток 1 и 4 курсов, Смирновой Елизаветы и Анцуповой Анастасии, насколько продуктивными были семинары.
«Q1: Анастасия, какие у вас были ожидания от выступления лекторов?
A2: На самом деле я предполагала, что лекция будет перегружена теоретической информацией или рассказами об уже прошедших мероприятиях. Но лекторы уделили достаточно внимания будущим проектам, в которых мы действительно можем принять участие Несмотря на то, что я уже выпускница, у меня, как оказалось, ещё есть масса возможностей проявить себя и получить определённые навыки.
Q2: Елизавета, узнали ли Вы что-то полезное, новое из выступлений?
A2: Мне всегда казалось, что я о многом уже слышала – на адаптационных встречах, от своих кураторов и преподавателей, из новостных рассылок. Тем не менее, из выступлений можно было получить свежую информацию про республику учёных, разнообразие студенческих инициатив, про НИРС и т. д. Наука, которая казалась для меня чем-то страшным, благодаря такому живому и дискуссионному формату лекции, стала ближе и понятнее».
В завершении выступлений своими идеями по развитию академической культуры ШИЯ поделились академические руководители программ бакалавриата и магистратуры Боголепова С.В. и Бакулев А.В. Студенты впоследствии были распределены на проектные группы, в которых они работали по разными направлениям.
«Нормы и правила академической коммуникации» Жунич И.И.
«Инфраструктура проектной деятельности для развития академической культуры ШИЯ» Цыгунова М.М.
«Инструменты научно-исследовательской деятельности для развития академической среды ШИЯ» Смирнова А.Г.
«Студенческие организации как инструмент личностного развития» Дашков М.М.
«Академическая культура ШИЯ и ее роль в интеграции студенческого сообщества» Симонова Е.А..
У каждой группы были свои задачи, а в завершении проектной деятельности, студенты представляли свои работы и отвечали на вопросы участников Зимней Школы.
Елена Алексеевна Симонова о работе в проектных группах:
«Q: Какие цели и ожидания лично у Вас от работы студентов сейчас?
A: Мои ожидания, наверное, очень однобокие и субъективные, но мне хочется, чтобы то, о чем мы вчера и сегодня говорили здесь, распространилось на остальных студентов ШИЯ. Чтобы мы наконец-то стали по-настоящему едины в наших стремлениях, задачах, нормах и понимании того, что уже существует и того, что нужно создать . Мне кажется, что все наши разговоры, лекции, дискуссии и вся наша работа, как индивидуально, так и в группах приведут к этому единообразию и пониманию, что мы уникальная единица структуры Вышки».
В заключении всей работы было проведено торжественное закрытие и вручение дипломов участникам Зимней Школы ШИЯ. Работа на стратегической сессии была плодотворной, и студенты делятся только положительными впечатлениями от выезда. “Мы добились немалых результатов, подняли вопросы, которые нас волновали, поэтому все миссии школы были выполнены”, - Ковалёва Анастасия, 4 курс.
С новыми силами и стремлениями студенты готовы созидать и модифицировать академическую культуру ШИЯ, чтобы наше профессиональное сообщество было слаженным единым механизмом.
По итогам работы проектных групп приняты необходимые решения для оптимизации развития академической культуры в Школе иностранных языков.
Автор: Кузюкова Юлия, 4 курс