«Colloquium+»: эксперты ШИЯ обсудили развитие метакогнитивных навыков у студентов
Эксперты Школы иностранных языков НИУ ВШЭ в рамках научно-практического семинара «Метапознавательные умения студентов и академические успехи: взаимосвязь» на площадке «Colloquium+» обсудили, как повысить академическую успеваемость студентов
15 мая на площадке «Colloquium+» Школы иностранных языков НИУ ВШЭ состоялся научно-практический семинар «Метапознавательные умения студентов и академические успехи: взаимосвязь».
Елена Сергеевна Маркова, доцент Школы иностранных языков НИУ ВШЭ, кандидат педагогических наук, отметила, что работа над темой метакогнитивных умений началась не сразу. Первый проект, реализованный три года назад, был посвящён изучению когнитивных аспектов обучения. Однако со временем стало ясно, что для более глубокого понимания академических успехов студентов необходимо исследовать именно метакогнитивные умения.
От когнитивных умений к метакогнитивным
Первый проект ставил перед собой вопрос: Какие умения способствуют академическим успехам студентов? В результате опроса и анализа данных выяснилось, что ключевыми навыками являются аналитическое и логическое мышление, умение слушать лекции и конспектировать их. Однако при выполнении заданий студенты часто сталкивались с трудностями, не осознавая, какие именно умения им необходимы.
Тестирование выявило следующие пробелы:
- сложности с аргументацией;
- искажение авторских смыслов;
- низкий уровень конспектирования (20%).
Эти данные подтолкнули к созданию второго проекта – метакогнитивного, направленного на развитие навыков планирования, мониторинга, коррекции, рефлексии и оценки результата.
«Метакогнитивные способности напрямую связаны с академической успеваемостью, но это не врождённые качества – эти умения необходимо формировать и развивать», – отметила Елена Сергеевна.
Педагогические условия для развития метакогниций
Вера Павловна Новикова, доцент Школы иностранных языков НИУ ВШЭ, кандидат филологических наук, обратила внимание на современные вызовы, с которыми сталкиваются студенты. Метапознание, по её словам, связано с повышением эффективности учебного процесса, и важно научить студентов осознанно контролировать свои когнитивные процессы.
«Это далеко не просто, студенты совсем не занимаются рефлексией. И поэтому очень важно, чтобы преподаватель создавал условия, которые стимулируют метакогнитивную деятельность», – отмечает Вера Павловна.
Эксперимент среди магистрантов подтвердил это: студенты, которые тщательно планировали эссе, показали более высокие результаты.
«Совместная разработка критериев оценки – эффективная стратегия. Создавая критерии, ребята понимают алгоритм действий», – добавила Елена Сергеевна.
Как формировать метакогнитивные умения?
Наталья Дмитриевна Михеева, тьютор и преподаватель Школы иностранных языков НИУ ВШЭ, поделилась с участниками семинара опытом экспериментального курса 2023–2024 гг. Студенты первого курса образовательной программы бакалавриата «Иностранные языки и межкультурная коммуникация» работали над академическим эссе на тему «Роль образования в жизни человека».
В ходе подготовки эссе студенты анализировали источники, планировали структуру работы, рефлексировали над процессом и результатом.
Контрольное эссе показало, что студенты экспериментальной группы стали осознаннее использовать метакогнитивные навыки, а их результаты значительно улучшились по сравнению с контрольной группой.
Работа над письменными заданиями часто вызывает затруднения даже у студентов, владеющих иностранным языком на высоком уровне. Письмо является одним из самых сложных навыков.
Как отметила Наталья Дмитриевна, «Наш проект показал, как осознанный подход к выбору ресурсов и планированию, анализ жанра и саморефлексия могут помочь студентам в успешном выполнении письменных заданий».
Эксперты выделили ключевые методы развития метакогниций:
- Рефлексивные вопросы: «Как ты это узнал? Зачем ты это узнал?»
- Внешнее проговаривание (Think-alouds) – озвучивание хода мысли.
- Планирование и совместная разработка критериев.
Семинар показал важность развития у студентов метакогнитивных навыков и выявил , что во многом именно от преподавателей зависит, смогут ли студенты стать более осознанными и успешными в обучении.
-
«Colloquium+»
Площадка «Colloquium+» Школы иностранных языков НИУ ВШЭ была создана в ноябре 2020 года для активного профессионального диалога преподавателей, научных сотрудников, студентов и аспирантов, коллег из ведущих образовательных учреждений России и зарубежных партнёрских университетов.
Команда проекта «Colloquium+» стремится поддерживать реализацию совместных проектов, открыта сотрудничеству и всегда рада Вашим новым выступлениям!