• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: г. Москва, ул. Старая Басманная, д. 21/4 (схема проезда)

Телефон: +7 (495) 772-95-90 внутр. 23152 (секретарь)

E-mail: fldepartment@hse.ru; langhse@gmail.com

Абитуриентам: soflabitur@hse.ru

Руководство
Школа иностранных языков: Руководитель школы Колесникова Екатерина Алексеевна

Телефон секретаря: +7 (495) 772-95-90 внутр. 23152

Школа иностранных языков: Заместитель руководителя школы Врадий Надежда Валентиновна
Школа иностранных языков: Заместитель руководителя школы Попугаева Мария Витальевна

Выразительная кнопка
Выразительная кнопка

Книга
Перевод текстов по вопросам глобальной политики и деятельности ООН

Осипов Д. В., Петелина Ю. Н., Савельева У. А.

Астрахань: Издатель: Сорокин Роман Васильевич, 2024.

Глава в книге
Как «узреть тьму»: метафора как инструмент диагностики депрессивного расстройства

Цыгунова М. М.

В кн.: Метафорика субъективного опыта в современной англоязычной культуре. М.: ЛЕНАНД, 2024. С. 202-220.

Препринт
Digital resources on the Uralic languages of Siberia: an overview, evaluation and application

Fedotova I.

Arts and Humanities. No. osf.io, 2023

Учебник "Advanced English for Humanities"

"Продвинутый английский язык для гуманитарных направлений" ("Advanced English for Humanities") –это вышедший недавно учебник, разработанный авторским коллективом специалистов Школы иностранных языков НИУ ВШЭ. Он предназначен для развития коммуникативной компетенции на уровне С1. Подробнее об учебнике рассказали его соавторы Алексей Валентинович Бакулев и Светлана Викторовна Боголепова.
Бакулев Алексей Валентинович

Школа иностранных языков: Доцент, академический руководитель магистерской ОП ИЯиМКК

 
Боголепова Светлана Викторовна

Школа иностранных языков: Доцент, академический руководитель бакалаврской ОП ИЯиМКК

 

 Это учебник или УМК? 

 А.Б.: “Advanced English for Humanities” - учебник, который включает в себя  материалы как для аудиторной, так и самостоятельной работы, а также упражнения для повторения. Задания на аудирование основаны на аутентичных видео- и аудиоматериалах, ссылки на которые, в том числе в виде QR-кодов, даны в учебнике. Учебник рекомендован Экспертным советом УМО для гуманитарных направлений бакалавриата и магистратуры, но также вполне может быть использован на программах дополнительного образования.
 
В чем специфика учебника с точки зрения содержания?
С.Б., А.Б.: Под содержанием учебника можно понимать как текстовый материал, так и лексико-грамматический материал, а также тренировочные упражнения и коммуникативные задания. Мы отбирали аутентичные тексты и видеоматериалы разных жанров, информационно насыщенные, несущие сложные смыслы. В видео присутствует разнообразие спикеров и акцентов, высокий темп речи. По тематике текстовый материал затрагивает проблемы обучения, межкультурной коммуникации, понимания исторических и политических процессов, роли технологий в жизни и образовании, современного рынка труда. Коммуникативные задания нацелены на развитие умений взаимодействовать в различных ситуациях общения, коммуницировать и анализировать идеи других и убедительно доносить свои идеи в устной и письменной форме. Отдельные задания строились в формате, приближенном к формату заданий международных экзаменов по английскому языку. В целом при подборе как текстового материала, так и продуктов, создаваемых обучающимися, мы ориентировались на соответствующие уровню дескрипторы Общеевропейских компетенций владения иностранным языком и анализ потребностей и интересов наших студентов, который мы проводили до и во время разработки курса. Опыт и принципы разработки описаны в нашей публикации. Благодаря редактированию учебника преподавателем-носителем английского языка материалы получились еще более аутентичными.
 
В чем специфика учебника с точки зрения структуры?
С.Б.: Учебник содержит 8 крупных тематических блоков (юнитов), внутри которых заложено развитие интегративных умений. Юниты заканчиваются продуктивными заданиями на говорение и письмо, в котором студенты демонстрируют все то, что они освоили в юните. Каждый юнит снабжен дополнительными заданиями и упражнениями на повторение с ответами. Материалы построены по принципу постепенно увеличивающейся сложности и целостности, что подразумевает опору на предыдущие задания при выполнении последующих. Для каждого юнита прописаны те умения и навыки, которыми студент овладевает при работе с ним. 
 
На какой срок обучения он рассчитан?
С.Б., А.Б.: Курс рассчитан примерно на 200 часов. Однако преподаватель, использующий его, может выбрать те юниты, тематическое и методическое содержание которых соответствует интересам и потребностям его студентов. Часть заданий в каждом юните помечены звездочкой. Они могут дополнительно использоваться в группах с наиболее сильными и мотивированными студентами. Мы целенаправленно закладывали в юниты избыточный материал, чтобы у преподавателя был инструмент индивидуализации в процессе обучения. При этом преподаватель легко может встроить в курс дополнительный материал, не включенный в учебник, но релевантный для конкретной группы студентов.  
 
Какие soft skills он помогает развивать?
С.Б.: Ни один современный учебник по иностранному языку не обходится без заданий, нацеленных на развитие soft skills. Один из них - это умение контролировать свою деятельность и оценивать продукт этой деятельности, чему способствует наличие чеклистов и детальных критериев оценки. Многие задания поощряют парную и групповую работу. 
А.Б.: Мы учим выстраивать аргументацию и доказывать свою точку зрения, а также анализировать точку зрения собеседника и адекватно реагировать на нее. Нужно учитывать, что умение коммуникации - это один из soft skills, и развитию этих умений посвящен  весь наш учебник!
 
Можно ли его использовать для обучения студентов негуманитарных направлений?
С.Б.: Если этих студентов интересуют проблемы образования, коммуникации, политики, истории - welcome! В любом случае материалы направлены на развитие коммуникативных умений, что является целью любого человека, изучающего иностранный язык, а большая часть лексики и грамматики могут использоваться в различных коммуникативных ситуациях. 
 
Кого бы вы хотели поблагодарить за помощь в работе над учебником?
С.Б.: Мы благодарим всех преподавателей и студентов, принимавших участие в апробации и оценке материалов учебника. Мы говорим “спасибо” чудесной команде коллег, принимавших участие в создании книги: Марии Александровне Кирсановой, Наталье Эрнестовне Макаровой и Анастасии Александровне Эйстрих. Стоит отметить, что Анастасия Эйстрих принимала участие в работе над учебником, когда была студенткой бакалавриата ИЯМКК. 
А.Б.: Конечно, мы не можем обойти вниманием огромный вклад в разработку учебника редактора, нашей американской коллеги Рейчел Линн Кук, которая тщательнейшим образом вычитывала и комментировала все материалы и давала бесценные советы во время встреч авторского коллектива. Безусловно, мы выражаем огромную признательность нашим рецензентам, профессору МПГУ Елене Александровне Никулиной и доценту ВоГУ Екатерине Викторовне Шадровой, чьи экспертные оценки и предложения помогли нам улучшить книгу и открыли дорогу к ее публикации. Благодарим издательство КноРус за публикацию учебника. Учебник Advanced English for Humanities” доступен подписчикам платформы издательства book.ru.