Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: г. Москва, ул. Старая Басманная, д. 21/4 (схема проезда)
Телефон: +7 (495) 772-95-90 внутр. 23152 (секретарь)
E-mail: fldepartment@hse.ru; langhse@gmail.com
Абитуриентам: soflabitur@hse.ru
Трудоустройство: astefanova@hse.ru
По вопросам факультатива Английский язык: ceat_sofl@hse.ru
Телефон секретаря: +7 (495) 772-95-90 внутр. 23152
35 бюджетных мест
180 платных мест
10 платных мест для иностранцев
Иностранным абитуриентам на программе доступны как бюджетные (стипендии Правительства РФ для иностранных граждан), так и платные места
25 бюджетных мест
15 платных мест
10 платных мест для иностранцев
Иностранным абитуриентам на программе доступны как бюджетные (стипендии Правительства РФ для иностранных граждан), так и платные места
50 платных мест
5 платных мест для иностранцев
Чихачева Д. В., Мошняга Е. В., Гаевская М. А.
Вопросы философии. 2025. № 2. С. 38-49.
Мичугина С. В., Лукошус О. Г.
В кн.: ДИАЛОГ КУЛЬТУР-КУЛЬТУРА ДИАЛОГА В МНОГОНАЦИОНАЛЬНОМ ГОРОДСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ: Материалы Четвертой международной научно-практической конференции (Москва, 27 февраля – 1 марта 2024). Языки народов мира, 2024. С. 453-458.
Fedotova I.
Arts and Humanities. No. osf.io, 2023
24 октября 2016 года состоялся мастер-класс Уилла Нэша «IAT модель английского языка для специальных и академических целей». Участниками мастер-класса были преподаватели Департамента иностранных языков, руководители кафедр, студенты магистратуры. Гости ознакомились с тем, как работает данная модель на практике и взяли на вооружение педагогический опыт британских коллег.
Уилл Нэш (Will Nash) в настоящее время является академическим руководителем Департамента профессиональной подготовки преподавателей в Центре подготовки преподавателей английского языка Шеффилдского университета (Великобритания). В сферу профессиональных интересов Уилла Нэша входят такие вопросы, как профессиональная подготовка и повышение квалификации преподавателей, использование технологий в преподавании, английский язык для специальных и академических целей (ESAP), а также английский язык как язык обучения (EMI).
Специалист из Британии представил российским коллегам модель преподавания «Inform, Analyse and Transfer», возникшую в результате наблюдения в течение 30 часов за преподавателями ESAP. Модель стала средством удовлетворения возникшей потребности в разработке базовых принципов подготовки преподавателей, работающих с английским языком для специальных и академических целей.
По мнению Уилла Нэша, английский язык можно метафорически представить в виде «дельты сибирских рек», так как он разветвляется на различные направления. Данное видение языка является основой IAT-модели преподавания, которая состоит из трех стадий. Первая включает в себя осведомление. Так, например, перед тем, как преподаватель идет работать к студентам-инженерам, он должен хорошо изучить данную область знания. Для этого нужно ознакомиться с терминологией, типами текстов, которые пишут студенты конкретной специальности (эссе, отчеты, лабораторные и т.д.), базовыми учебниками и ключевыми дисциплинами. Можно сказать, что на стадии осведомления преподаватель входит в русло одного из языковых течений. Это нужно для того, чтобы на второй стадии понять, какие языковые и профессиональные навыки нужно сформировать у студентов. На третьей стадии преподавателю необходимо «направить» студентов, научить их работать автономно, используя дополнительные источники знаний.
После каждого теоретического блока участники мастер-класса имели возможность обсудить материал или выполнить несколько практических заданий. Такая структура мастер-класса была отмечена присутствующими студентами как явный плюс, так как позволила сосредоточиться на практическом применении педагогических моделей и почерпнуть опыт для своей будущей деятельности.
Уилл Нэш отметил, что английский язык нельзя преподавать в рамках так называемого «TENOR» (Teaching English for no Obvious Reason) подхода. Чтобы сделать обучение наиболее эффективным, преподаватель должен четко представлять профессиональные потребности обучаемых, а также языковые навыки и умения, которые необходимо у них сформировать.
Руководитель департамента Елена Николаевна Соловова, подводя итоги мастер-класса, призвала преподавателей придерживаться золотой середины: использовать английский язык и как средство обучения, и как язык для специальных целей, при этом не забывая о постоянном профессиональном саморазвитии. Кроме того, Елена Николаевна отметила, что Департамент иностранных языков НИУ ВШЭ и Университет Шеффилда будут и в дальнейшем продолжать тесное сотрудничество в тех областях, которые на данный момент являются наиболее актуальными для преподавателей английского языка в мире в целом и в России в частности.