• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: г. Москва, ул. Старая Басманная, д. 21/4 (схема проезда)

Телефон: +7 (495) 772-95-90 внутр. 23152 (секретарь)

E-mail: fldepartment@hse.ru; langhse@gmail.com

Абитуриентам: soflabitur@hse.ru

Руководство
Школа иностранных языков: Руководитель школы Колесникова Екатерина Алексеевна

Телефон секретаря: +7 (495) 772-95-90 внутр. 23152

Школа иностранных языков: Заместитель руководителя школы Врадий Надежда Валентиновна
Школа иностранных языков: Заместитель руководителя школы Попугаева Мария Витальевна

Выразительная кнопка
Выразительная кнопка

Книга
Перевод текстов по вопросам глобальной политики и деятельности ООН

Осипов Д. В., Петелина Ю. Н., Савельева У. А.

Астрахань: Издатель: Сорокин Роман Васильевич, 2024.

Глава в книге
Как «узреть тьму»: метафора как инструмент диагностики депрессивного расстройства

Цыгунова М. М.

В кн.: Метафорика субъективного опыта в современной англоязычной культуре. М.: ЛЕНАНД, 2024. С. 202-220.

Препринт
Digital resources on the Uralic languages of Siberia: an overview, evaluation and application

Fedotova I.

Arts and Humanities. No. osf.io, 2023

Летняя школа-2020 для учителей - олимпиады и экзамены

Этим летом у учителей есть прекрасная возможность принять участие в серии мастер-классов в рамках темы «Преподавание английского языка в школе. Подготовка школьников к олимпиадам и конкурсам». Данная статья расскажет об особенностях  летней школы ШИЯ и о ноу-хау наших преподавателей.

Мастер-классы нацелены на освоение и отработку методик, стратегий и навыков при подготовке школьников к олимпиадам и международным экзаменам, в том числе к различным разделам «Высшей пробы». Преподаватели мастер-классов делятся с учителями разнообразными современными методиками и стратегиями, которые могут оказаться полезными при подготовке школьников на занятиях.
Преподаватель Елена Владимировна Сорокина специализируется именно на подготовке к экзаменам и олимпиадам, поэтому ее пригласили вести занятия в летней школе. Она рассказала о том, какие курсы и в каком формате она проводит.
Первые два курса - «Bridging the gap between exams» и «Assess me» рассчитаны на уровни учащихся В1 и В2. «Bridging the gap between exams» рассказывает слушателям о том, как подобрать дополнительные материалы и подготовить учеников к ГИА и Кембриджскому экзамену. Второй курс касается оценивания устной и письменных частей Кембриджских экзаменов.
В рамках третьего курса («High Achievers») обсуждается, как мотивировать учеников, которые переросли уровень ЕГЭ, и повышать для них уровень сложности. Фактически это подразумевает индивидуальную работу со студентом.
Занятия проводятся в очной и заочной форме, при этом часть очных занятий - это лекции в реальном времени, во время которых слушатели могут задавать вопросы. Часть занятий являются практическими. Вебинары проводятся один -два раза в неделю, есть и домашние задания.
Все занятия являются оригинальными и творческими, материал подается наглядно. «В рамках одного из курсов у меня прошел экспериментальный вебинар в форме сторителлинга. Мы на основе «Красной Шапочки» попытались понять путь студента до экзамена»,-рассказала Елена Владимировна.
Как отмечает Елена Владимировна, слушатели весьма активны и заинтересованны, задают вопросы и с удовольствием дискутируют. Во время практических занятий очень важным является сотрудничество участников.

О своем опыте работы в Летней школе рассказала преподаватель ШИЯ Татьяна Андреевна Ершова:

"На прошлой неделе в рамках Летней школы для учителей ИЯ я провела два вебинара, посвящённых педагогической обратной связи как важному компоненту формирующего оценивания в обучении иностранным языкам, в том числе в подготовке школьников к экзаменам, а также к участию в олимпиадах по иностранному языку. Я была очень рада возможности поучаствовать в Летней школе в этом году, поскольку содержание проведённого мной модуля базировалось на результатах моего диссертационного исследования, и для меня меня всегда очень ценно получить отклик от коллег, работающих в других контекстах. 

Вебинары проводились полностью на английском языке, и всего в Летней школе в этом году приняло участие 52 учителя со всей России. 

На первом занятии мы рассмотрели педагогическую обратную связь как  компонент педагогического общения, посредством которого можно не только сообщать школьникам их результаты выполнения того или иного задания, но и мотивировать их, непосредственно обучать, корректировать их учебную деятельность, а также обеспечивать индивидуализацию обучения, особенно если педагог работает в группе из пяти, десяти и более обучающихся. Мы также проанализировали различные стратегии исправления ошибок в письменной речи обучающихся. 

Второй вебинар был посвящён комментированию письменных работ обучающихся по результатам их проверки и оценивания, что оказалось особенно актуально сейчас, в период карантина, когда некоторые аспекты взаимодействия педагога и обучающихся реализуются преимущественно асинхронно. Опираясь на собственный опыт получения обратной связи в качестве школьников и студентов, а также предоставления обратной связи нашим ученикам в качестве педагогов, мы выделили ряд характеристик эффективного финального комментария учителя к посменной работе обучающегося и оформили их в виде своего рода чек-листа, которым слушатели смогут пользоваться в процессе своей работы в следующем учебном году. 

Меня очень порадовал уровень подготовки наших слушателей в этом году. Многие из них — практикующие школьные учителя, которые только-только завершили такой непростой учебный год. В качестве подготовки к нашему мероприятию я попросила их прочесть научную статью на английском языке, посмотреть два видео и вебинар, посвящённые фидбеку в обучении иноязычной письменной речи. Несмотря на то, что почти все активные слушатели признались, что материал был для них новым, уже на первом занятии они мастерски владели англоязычной терминологией, были готовы обсуждать только что изученные стратегии и приёмы предоставления обратной связи обучающимся, анализировать, какие из них могли бы быть более или менее успешными в аудитории школьников, в которой они работали, и почему.

Я также не могу не отметить тот факт, что несмотря на то, что обеспечение обучающихся подробной и персонализированной обратной связью довольно время- и энергозатратно, почти все слушатели, несмотря на высокую загруженность и многочисленность групп, в которых они работают, сошлись во мнении на том, что фидбек является неотъемлемой частью процесса обучения, и приняли участие в обсуждении способов оптимизации процесса его предоставления.

Вот несколько комментариев слушателей Летней школы: 

 «Модуль об особенностях обратной связи был очень полезным, живым, понятным. В ходе курса были выявлены проблемы построения полноценной обратной связи и возможные пути их решения. Преподаватель детально объяснила различия между особенностями обратной связи, сумела детально проанализировать конкретные примеры обратной связи. Обратная связь целесообразна и необходима для гармоничного развития личности ученика. Конечно, возможно ее организовать, главное - правильно спланировать время»  (Василиса)  

 «Честно говоря, очень много для себя приобрёл за этот курс. Обратная связь с учениками есть, и многие стратегии использую в своей работе, но, как они называются, я не знал. За этот курс я более подробно узнал от преподавателя, что на самом деле из себя представляет качественный отзыв и комментарий к работе учащегося. К сожалению, в глубине души очень хочется давать такие подробные комментарии к работам учащихся, но со своей нагрузкой в школе понимаю, что это маловероятно охватить всех. Но как вариант, можно разделить учащихся на группы и за весь учебный период (триместр в моём случае) охватить всех. 

Хочется отметить, что преподаватель очень качественно и с добротой подавал материал, я сам в таком стиле преподаю, поэтому мне было очень приятно слушать данный курс.

Выражаю огромную благодарность Татьяне за её труд и профессионализм!» (Александр)

 «Данный модуль был очень интересным и полезным. Я работаю с учениками 10-11 классов, большинство из которых сдают ЕГЭ. На мой взгляд, эссе остается самым сложным заданием для моих учеников. Обратная связь несомненно важна, и я узнала много интересных подходов, которые я планирую использовать в своей работе. Я поняла, что из-за необходимости ставить оценки за работы я часто упускала Assessment for learning, не давая моим ученикам возможности поработать над своими ошибками и исправить работу. Большое спасибо!» (Ирина)

 «Доброго времени суток, мой отзыв - сугубо положительный. Курс необычный во всех смыслах: пандемия короновируса, курс был онлайн, и огромный объем новой информации, которую пришлось освоить (не без сложностей ).

Ввиду того, что я веду свой 8 класс с 5го класса, для меня очень важно знать все подводные камни ОГЭ и ЕГЭ, чтобы я мог подготовить детей к сдаче этих экзаменов. Для себя я почерпнул все, что касается экзаменов, так как, до этого времени не знал многих серьезных вещей про них.

Все озвученные аспекты я пропустил через себя, мне было очень интересно и полезно так прокачать себя в профессиональном плане: пересмотрел отношение к проверки письменных работ, к контролю устных ответов ( имел тенденцию прерывать отвечающих, дабы указать на ошибку, решил для себя так не поступать).

Что касается обеспечения обратной связью учеников, буду стараться это делать в новом учебном году.

Огромное спасибо за этот шанс школе ВШЭ, всем замечательным  учителям, которые были с нами - настоящие профессионалы своего дела!!! Было очень приятно. Даже нотки грусти появились, от того, что курс подходит к концу. Спасибо!»  (Кирилл)

На прошлой неделе в рамках Летней школы для учителей ИЯ я провела два вебинара, посвящённых педагогической обратной связи как важному компоненту формирующего оценивания в обучении иностранным языкам, в том числе в подготовке школьников к экзаменам, а также к участию в олимпиадах по иностранному языку. Я была очень рада возможности поучаствовать в Летней школе в этом году, поскольку содержание проведённого мной модуля базировалось на результатах моего диссертационного исследования, и для меня меня всегда очень ценно получить отклик от коллег, работающих в других контекстах. 

Вебинары проводились полностью на английском языке, и всего в Летней школе в этом году приняло участие 52 учителя со всей России. 

На первом занятии мы рассмотрели педагогическую обратную связь как  компонент педагогического общения, посредством которого можно не только сообщать школьникам их результаты выполнения того или иного задания, но и мотивировать их, непосредственно обучать, корректировать их учебную деятельность, а также обеспечивать индивидуализацию обучения, особенно если педагог работает в группе из пяти, десяти и более обучающихся. Мы также проанализировали различные стратегии исправления ошибок в письменной речи обучающихся. 

Второй вебинар был посвящён комментированию письменных работ обучающихся по результатам их проверки и оценивания, что оказалось особенно актуально сейчас, в период карантина, когда некоторые аспекты взаимодействия педагога и обучающихся реализуются преимущественно асинхронно. Опираясь на собственный опыт получения обратной связи в качестве школьников и студентов, а также предоставления обратной связи нашим ученикам в качестве педагогов, мы выделили ряд характеристик эффективного финального комментария учителя к посменной работе обучающегося и оформили их в виде своего рода чек-листа, которым слушатели смогут пользоваться в процессе своей работы в следующем учебном году. 

Меня очень порадовал уровень подготовки наших слушателей в этом году. Многие из них — практикующие школьные учителя, которые только-только завершили такой непростой учебный год. В качестве подготовки к нашему мероприятию я попросила их прочесть научную статью на английском языке, посмотреть два видео и вебинар, посвящённые фидбеку в обучении иноязычной письменной речи. Несмотря на то, что почти все активные слушатели признались, что материал был для них новым, уже на первом занятии они мастерски владели англоязычной терминологией, были готовы обсуждать только что изученные стратегии и приёмы предоставления обратной связи обучающимся, анализировать, какие из них могли бы быть более или менее успешными в аудитории школьников, в которой они работали, и почему.

Я также не могу не отметить тот факт, что несмотря на то, что обеспечение обучающихся подробной и персонализированной обратной связью довольно время- и энергозатратно, почти все слушатели, несмотря на высокую загруженность и многочисленность групп, в которых они работают, сошлись во мнении на том, что фидбек является неотъемлемой частью процесса обучения, и приняли участие в обсуждении способов оптимизации процесса его предоставления.

Вот несколько комментариев слушателей: 

 

«Модуль об особенностях обратной связи был очень полезным, живым, понятным. В ходе курса были выявлены проблемы построения полноценной обратной связи и возможные пути их решения. Преподаватель детально объяснила различия между особенностями обратной связи, сумела детально проанализировать конкретные примеры обратной связи. Обратная связь целесообразна и необходима для гармоничного развития личности ученика. Конечно, возможно ее организовать, главное - правильно спланировать время.» Василиса 

 

 

 «Честно говоря, очень много для себя приобрёл за этот курс.

 

Обратная связь с учениками есть и многие стратегии использую в своей работе, но, как они называются, я не знал.

 

За этот курс я более подробно узнал от преподавателя, что на самом деле из себя представляет качественный отзыв и комментарий к работе учащегося. К сожалению, в глубине души очень хочется давать такие подробные комментарии к работам учащихся, но со своей нагрузкой в школе понимаю, что это маловероятно охватить всех. Но как вариант, можно разделить учащихся на группы и за весь учебный период (триместр в моём случае) охватить всех.

 

Хочется отметить, что преподаватель очень качественно и с добротой подавал материал, я сам в таком стиле преподаю, поэтому мне было очень приятно слушать данный курс.

 

Выражаю огромную благодарность Татьяне за её труд и профессионализм! » Александр

 

 

 

 «Данный модуль был очень интересным и полезным. Я работаю с учениками 10-11 классов, большинство из которых сдают ЕГЭ. На мой взгляд, эссе остается самым сложным заданием для моих учеников. Обратная связь несомненно важна, и я узнала много интересных подходов, которые я планирую использовать в своей работе. Я поняла, что из-за необходимости ставить оценки за работы я часто упускала Assessment for learning, не давая моим ученикам возможности поработать над своими ошибками и исправить работу. Большое спасибо.» Ирина

 

 

«Доброго времени суток, мой отзыв - сугубо положительный. Курс необычный во всех смыслах: пандемия короновируса, курс был онлайн, и огромный объем новой информации, которую пришлось освоить (не без сложностей ).

Ввиду того, что я веду свой 8 класс с 5го класса, для меня очень важно знать все подводные камни ОГЭ и ЕГЭ, чтобы я мог подготовить детей к сдаче этих экзаменов. Для себя я почерпнул все, что касается экзаменов, так как, до этого времени не знал многих серьезных вещей про них.

Все озвученные аспекты я пропустил через себя, мне было очень интересно и полезно так прокачать себя в профессиональном плане: пересмотрел отношение к проверки письменных работ, к контролю устных ответов ( имел тенденцию прерывать отвечающих, дабы указать на ошибку, решил для себя так не поступать).

Что касается обеспечения обратной связью учеников, буду стараться это делать в новом учебном году.

Огромное спасибо за этот шанс школе ВШЭ, всем замечательным  учителям, которые были с нами - настоящие профессионалы своего дела!!! Было очень приятно. Даже нотки грусти появились, от того, что курс подходит к концу. Спасибо!» Кирилл