В марте 2021 года третьекурсники программы бакалавриата “Иностранные языки и межкультурная коммуникация” проходили четырехнедельную производственную практику. Традиционно практика студентов, обучающихся на специализации “Теория и методика преподавания иностранных языков”, проходит в общеобразовательных школах. В этом году наши студенты имели возможность пройти практику в новом формате: в качестве разработчиков учебных материалов для цифровой платформы SkySmart. О новом опыте рассказывают сами студенты-практиканты.
Пронина Мария, студентка 3 курсаВ марте я проходила практику от университета в компании “SkyEng”. В соответствии со своей специализацией я попала в подразделение “SkySmart”, которое разрабатывает интерактивную рабочую тетрадь для школьников. В процессе практики я самостоятельно создавала материалы по системе PISA и CLIL для 5-11 классов. Более того, мной было созданы учебные материалы для подготовки к ЕГЭ и ГВЭ-11. Это был невероятный и очень полезный опыт применения теоретических знаний на практике. Таким образом, у меня была возможность взглянуть на образовательный процесс «изнутри», то есть не работать по уже созданным материалам, а самой создать абсолютно уникальный материал.
Нурланбекова Айман, студентка 3 курсаЗа весь период практики я составила пакет из материалов, состоящий из 10 уроков на различные тематики. В рамках подготовки и реализации этих уроков я занималась непосредственным планированием содержания, разработкой и подбором материалов для каждого урока. Я научилась анализировать материалы, рассчитанные на различные возрастные группы, писать свои задания с учетом заданных целей и особенностей школьников, для которых создавались уроки. Кроме того, я научилась адаптировать содержания заданий и текстов под реальную и академическую жизнь учащихся, подбирать тематики уроков в соответствии с интересами целевой аудитории и их релевантностью для нее.
Часть уроков с заданиями были ориентированы на экзамен PISA по читательской грамотности, который проверяет навыки и умения находить, извлекать, интегрировать и интерпретировать информацию из разных типов текстов. Тексты могли отличаться по организации и навигации (статические и динамические), по количеству гипертекстовых связей (единые и составные), по формату (сплошные, несплошные, смешанные) и по типам (описание, повествование, изложение, аргументация, инструкция). При составлении заданий я старалась максимально фокусироваться на реальной жизни учащихся и подбирать тематику заданий так, чтобы полученные знания и навыки могли применяться не только в учебных ситуациях, но и в общественной и личной жизни студентов. В итоге я остановила свой выбор на следующих темах: “A family trip: planning, packing, visiting famous sights”, “Fashion trends: color matching, fashion week, recycling clothes”, “Daily routine: time management, hobbies household chores”, “Cooking lessons: macronutrients, cooking appliances, recipes”.
Наумова Екатерина, студентка 3 курсаСо всеми проектами было работать очень интересно. Особенно мне понравилось, что нам давалась полная свобода для творчества и креативности. Мы создавали задания сами, с нуля, сами придумывали и сочиняли тексты. При работе с проектами мне очень помогли исследовательские навыки, навыки работы с компьютером и данными, и конечно, знания, полученные в ходе занятий по практическому курсу первого иностранного языка.
Первые задания давались нелегко, во многом из-за непривычного формата и трудностей в оформлении. Постоянно приходилось сверяться с гайдами. Но постепенно получилось набить руку, и работа пошла легче. В связи с этим, большое спасибо хочется сказать нашему куратору, Евгении Боровенниковой, за её поддержку и обратную связь. Мы всегда могли обратиться к ней с любыми вопросами. Она всегда правила наши уроки, помогала их улучшить. В самом начале практики был создан график, в котором были расписаны все даты сдачи уроков, вся нужная информация. Раз в неделю мы все вместе обязательно встречались в Zoom, чтобы обсудить выполненные задания, поставить новые цели и т.д.
Таким образом, я смело могу сказать: я рада, что мне посчастливилось пройти практику именно здесь. Skyeng – крупнейшая организация, которая очень трепетно и серьезно относится к своему делу. Мы даже сдавали тест по документам о легальности контента, наравне с другими сотрудниками. К нам относились как к коллегам. Огромной мотивацией послужил тот факт, что наши уроки обязательно появятся на платформе, дети будут ими пользоваться. Я получила практические знания, которые, несомненно, помогут мне в будущем. Будучи преподавателем, я смогу без затруднений адаптировать материалы под нужную тему или класс, смогу создавать свои собственные задания, чтобы они идеально подходили именно для моих целей. С точки зрения методики, я развила навыки language grading (адаптации языка к уровню обучающихся), стала лучше понимать логику построения урока. Практика в Skyеng стала отличной возможностью раскрыть свой потенциал в сфере преподавания ИЯ.
Ворохова Юлия, студентка 3 курсаПрохождение практики в ОАНО ДПО “Скаенг” (подразделение Skyes University) определенно стало для меня важным и ценным опытом. Любой преподаватель должен начинать свою педагогическую деятельность со сложной и объемной методической работы: планирования уроков, отбора и адаптации необходимой информации, поиска аутентичных текстов, аудио- и видеоматериалов. Мне удалось стать частью большой системы, погрузиться в процесс создания уроков и посмотреть, как действуют различные механизмы платформы. Я приобрела знания в сфере планирования серии уроков (которая в среднем рассчитана на три часа самостоятельного обучения студентом). Если раньше для меня было проблематичным разработать материалы к уроку продолжительностью 45 минут, то сейчас я умею расставлять акценты в работе над занятиями так, чтобы структурирование не занимало все рабочее время. Благодаря чуткому руководству кураторов Skyes University мне удалось выявить свои сильные и слабые стороны как методиста-преподавателя английского языка. Кроме того, я смогла понять, в каких сферах мне необходимо развиваться и получать дополнительные знания и навыки, чтобы быть готовой к профессиональной деятельности в будущем.
Пинчукова Анна, студентка 3 курсаВ рамках производственной практики мне посчастливилось работать в подразделении “Skyes University” организации Skyeng. В мои задачи входила разработка юнита для платформы, на которой занимаются студенты – такие же, как я. Поэтому я чувствовала особую ответственность при выборе материалов – было понятно, что нужны самые интересные и современные статьи и видео. Вначале работа методиста казалась слишком сложной, но благодаря помощи моих кураторов – старших методистов подразделения – я очень быстро забыла о волнении перед лицом нового испытания и просто наслаждалась каждой минутой создания своего собственного материала. Самое важное, чему я научилась за это время – предугадывать интересы аудитории, работать в команде и соблюдать чёткие требования платформы. В последнем случае, можно говорить о действительно незаменимом опыте, потому что с самой платформой нельзя договориться, чтобы она разрешила тебе использовать определённый тип задания – нужно думать, как подстроиться под заданные условия.
Я искренне благодарна за предоставленную возможность получить такой потрясающий опыт!
Наши студенты получили уникальную возможность поработать разработчиками учебных материалов и под руководством опытных методистов развить умения в области отбора и адаптации текстового материала, составления заданий по определенному формату и для определенной категории обучающихся, подбора визуального сопровождения учебных материалов. Признаемся честно, не каждый опытный педагог обладает такими умениями. Мы хотим выразить свою признательность академическому директору Skyеng Алексею Васильевичу Конобееву за эту возможность.
На мой взгляд практика в Skyеng - это потрясающая возможность для студентов взглянуть на профессию преподавателя иностранных языков с совершенно новой стороны. Они попробовали свои силы в создании авторских материалов, познакомились с работой онлайн-инструментов. Данный опыт позволит студентам рассмотреть различные траектории их дальнейшего профессионального развития, не ограничиваясь традиционными представлениями о выбранной профессии.