Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: г. Москва, ул. Старая Басманная, д. 21/4 (схема проезда)
Телефон: +7 (495) 772-95-90 внутр. 23152 (секретарь)
E-mail: fldepartment@hse.ru; langhse@gmail.com
Абитуриентам: soflabitur@hse.ru
Телефон секретаря: +7 (495) 772-95-90 внутр. 23152
Информация о количестве бюджетных и платных мест будет объявлена не позднее 20 января 2025 года
Иностранным абитуриентам на программе доступны как бюджетные (стипендии Правительства РФ для иностранных граждан), так и платные места
Информация о количестве бюджетных и платных мест будет объявлена не позднее 20 января 2025 года
Иностранным абитуриентам на программе доступны как бюджетные (стипендии Правительства РФ для иностранных граждан), так и платные места
Буримская Д. В., Соловьева И. В.
Лань, 2024.
Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2024. № 3. С. 60-72.
In bk.: Новый мир. Новый язык. Новое мышление. Выпуск VII: Материалы VII международной научно-практической конференции. M.: Дипломатическая академия Министерства иностранных дел Российской Федерации, 2024.
Fedotova I.
Arts and Humanities. No. osf.io, 2023
Первый день выездной школы начался со знакомства студентов с межкультурными клубами ШИЯ. Академический руководитель магистерской программы ИЯиМКК Алексей Валентинович Бакулев, а также представители французского, немецкого и испанского клубов – Жукова Наталья Владимировна, Пикова Дарья Андреевна и Звольская Маргарита Алексеевна – прочитали лекции об использовании информационных технологий и интернет-ресурсов в образовательном процессе, рассказали о том, как организовать геймификацию урока иностранного языка, сделать его интерактивным. Выступления проходили в необычном формате, который действительно отразил тему первого дня Зимней Школы – “Внеучебная деятельность как ключевой элемент иноязычной мультикультурной среды”: руководители клубов делились опытом на французском, немецком и испанском языках, а студенты-помощники (Чудинова София, Дунюшкин Евгений и Славнов Дмитрий) переводили их речь на английский язык. В таком же режиме прошла и Q&A-сессия после каждого выступления.
Мне посчастливилось поработать устным переводчиком с французского на английский (это был первый мой опыт в этой роли). Сказать, что я очень сильно волновалась до и во время выступления, – ничего не сказать. Я боялась, что ошибусь в переводе или произнесу что-то неправильно. Однако как только началось выступление,и я начала переводить, волнение стало уходить.. Самое интересное началось во время Q&A-сессии, когда мне нужно было переводить вопросы и ответы с английского на французский и наоборот (вот такого я точно не ожидала). Благодаря поддержке преподавателя и аудитории, мне все же удалось взять себя в руки и уверенно выступить.
(София Чудинова, 4-й курс)
После лекционной части и вкусного обеда студенты разошлись по семинарским аудиториям: в мини-группах закипела работа по проектированию клубных мероприятий, разработке планов развития студенческих мультикультурных сообществ и организаций. Работа велась исключительно на изучаемых иностранных языках. Благодаря совместным усилиям приглашенных студентов и преподавателей, свежие идеи для развития получили французский, немецкий, испанский, итальянский и мультикультурный клуб, а также клуб восточных языков, объединивший, казалось бы, такие разные японскую, китайскую и турецкую культуры.
В нашей проектной группе Мультикультурного Клуба было всего 3 студента, однако это никак не повлияло на качество выполненной работы. Внутри секции мы с ребятами обсудили важность межкультурной компетенции в различных сферах нашей жизни: образование, бизнес, межличностное общение. Учащиеся предложили эффективные способы привлечения новых людей в нашу команду, и это уже дало свои плоды! В течение учебного года мы планируем внедрять как можно больше задумок относительно календарно-тематического плана мероприятий. Это был очень ценный опыт, благодарю всех студентов за участие в проектной группе и вдохновение!
(Александра Тавровская, преподаватель английского языка)
Новое дыхание обрел и клуб английского языка “Speech Master”, где гости смогут учиться публичной речи, а также совершенствовать свои актерские и фонетические навыки. Новый руководитель клуба – Елена Андреевна Терехова – особенно тепло отозвалась о прошедшем выезде:
Главное преимущество Зимней Школы в том, что студенты и педагоги получили уникальную возможность посмотреть на многие вещи под другим углом. Можно было бы перечислить несчетное количество эмоций, массу ярких впечатлений, описать царившую атмосферу тепла и поддержки (что безусловно является правдой!),но самым важным и оставившим след в памяти о школе является коммуникация и коллаборация студентов с педагогами. В течение этих нескольких дней, кажется, что границы привычного формального восприятия были расширены, что помогло по-новому взглянуть на студентов и коллег.
Насыщенный день закончися играми и активностями, во время которых всем желающим представилась возможность поучаствовать в квизе, посвященном иностранным языкам, изучаемым на образовательной программе, разработать креативный курс и даже поиграть в “шляпу”.
Второй день выездной школы был не менее интересным. Он начался с представления студентами разработанных в проектных группах стратегий развития мультикультурных клубов. После каждого выступления происходило живое обсуждение изложенных идей – эксперты и зрители задавали вопросы, обменивались опытом и предлагали еще больше свежих мыслей.
Мне понравились идеи не только нашей команды, но и остальных. Все было действительно очень креативно, все постеры, которые были разработаны, оказались очень красивыми. Но, конечно же, главное дело не в постерах, а именно в идее, и мне кажется, что идеи были тоже очень интересными. Как мне кажется, те клубы, которые сейчас не так сильно реализованы, после второй Зимней школы будут продвигаться благодаря своим идеям, которые ребята сгенерировали во время выступления
(Аида Аджиева, 4-й курс)
После презентации результатов работы первого дня, студенты получили возможность послушать выступления приглашенных экспертов на темы, актуальные в современных реалиях образовательного пространства. Так, Даниил Владимирович Осипов, кандидат филологических наук и доцент ШИЯ, рассказал о возможностях использования искусственного интеллекта в иноязычном образовании, затронув инструменты ИИ, применимые как в преподавании, так и в переводе и коммуникации. Кроме этого, Алексей Васильевич Конобеев, кандидат педагогических наук, доцент Института иностранных языков МПГУ, старший научный сотрудник Российской академии образования, академический директор онлайн-школы “Умскул”,провел для гостей Вороново лекцию об эмоциональном интеллекте. Слушатели узнали о сущности эмоционального интеллекта как “мягкого навыка”, способах его развития, а также методах избежания эмоционального выгорания и техниках управления негативными эмоциями. Лекционная часть завершилась выступлением академического руководителя магистерской программы Алексея Валентиновича Бакулева, кандидата филологических наук, доцента ШИЯ, об элементах развития важнейших навыков 21 века в дисциплинах бакалавриата и магистратуры ИЯиМКК.
После информативных презентаций студентам было предложено разделиться на проектные группы, посвященные развитию разнообразных гибких навыков в образовательном пространстве. Под руководством преподавателей и сотрудников администрации ШИЯ студентам предстояло изучить такие актуальные темы как применение искусственного интеллекта в учебном процессе, развитие управленческих и проектных компетенций, тайм-менеджмент и стрессоустойчивость, критическое мышление и креативность, интеграция в межкультурную образовательную среду и, наконец, обучение служением – концепцию волонтерской и благотворительной деятельности, осуществляемой студентами во время обучения.
Отдельно хочу поблагодарить Марию Михайловну за замечательный проект, в котором мы участвовали во второй день Зимней школы. Мы работали над тайм-менеджментом, и благодаря техникам, о которых Мария Михайловна нам рассказала, мне удалось расставить приоритеты и начать правильно планировать свои дела
(София Чудинова, 4-й курс)
Результаты исследований проектных групп были представлены на следующий день экспертному жюри – руководителю ШИЯ Екатерине Алексеевне Колесниковой и ее заместителю Надежде Валентиновне Врадий. Руководством была отмечена глубина проделанной студентами работы, актуальность представленной информации.
Отлично, что наша Вторая студенческая Зимняя школа состоялась! Направления, которые рассматривались во время ее работы, были выбраны нами однозначно правильно и «в точку», поскольку нашли такой невероятный отклик у наших студентов. Надеемся, что результат интенсивной работы проектных групп и ценнейший багаж полученных знаний во время выступления наших замечательных спикеров позволит всем нам в ближайшее время увидеть определённые новации во внеучебной деятельности Школы иностранных языков
(Мария Витальевна Попугаева, заместитель руководителя ШИЯ).
Из Вороново студенты вернулись с новыми идеями, впечатлениями и приятными знакомствами, а преподаватели – с вдохновением и желанием найти сгенерированным идеям применение.
Зимняя школа ШИЯ - это отличная возможность для преподавателей поделиться опытом, рассказать о своих научных интересах, представить результаты исследований, иногда даже посмотреть на проблему под другим углом. Для студентов же Зимняя школа предлагает площадку для развития горизонтальных связей, формирование новых навыков, получение бесценного опыта, а также общение с преподавателями в неформальной обстановке. Зимняя школа - это интересные вопросы, интенсивная работа, мозговые штурмы, нестандартные решения, большое количество материала для будущих научных исследований. Это лекции на французском, испанском, немецком и английском. Это увлекательная работа в группах. Это прекрасная организация лучшие студенты и преподаватели! Благодарю всех организаторов и участников Зимней школы!
(Наталья Владимировна Жукова, кандидат философских наук, доцент Школы иностранных языков)
***
Это был не первый мой выезд в Вороново, но один из самых запоминающихся. Полное языковое погружение в течение трех дней, дружный и сплоченный коллектив, заряженный на продуктивную работу и взаимопомощь, невероятное количество ценных рекомендаций и наставлений, которые без сомнения помогут мне в будущем. Слово «лингвист» заиграло новым красками в моей голове, я еще больше влюбилась в то, чем занимаюсь.
(София Балабанова, 2-й курс)
***
Я так благодарна всем причастным за случившееся! За эти три дня у меня появился новый, более глубокий взгляд на многие вещи. Мир вокруг видится совершенно другим, хотя, на самом деле, это во мне что-то изменилось. Я так счастлива, что мы все есть друг у друга. Зимняя Школа стала одним из ресурсов, который не закончится еще долго. Все, с кем удалось пообщаться, добавили мне свежих мыслей, одновременно расширили и углубили мое видение мира. Люди - это золото!
(Полина Якупова, 3-й курс)
Сотрудники учебного офиса также отметили продуктивность проведенного времени:
В этом году Зимняя школа получилась очень насыщенной и интерактивной. Для себя отметила высокую активность и заинтересованность со стороны как преподавателей, так и студентов, что лично меня не может не радовать. Я рада, что мне удалось поучаствовать в роли организатора и хотелось бы сказать всем спасибо за продуктивную работу!
(Елена Алексеевна Симонова, менеджер образовательной программы)
Неравнодушными остались и руководители образовательных программ, которые также с радостью поделились своими впечатлениями о прошедшем выезде.
Вторая Зимняя школа ШИЯ не обманула ожиданий. Отмечу слаженную, увлеченную работу студенческих проектных групп под руководством замечательных наставников, а также артистизм в создании и представлении результатов совместного интеллектуального творчества. Студенты наших бакалаврской и магистерской программ - молодцы! Конечно, теплых слов заслуживают организаторы Зимней школы, спроектировавшие классную конвергенцию академических и неформальных активностей. И, разумеется, невозможно не похвалить гостеприимства центра «Вороново», особенно еду!
(Алексей Валентинович Бакулев, академический руководитель магистерской программы ИЯиМКК)
Автор: Бабасян Елизавета