• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: г. Москва, ул. Старая Басманная, д. 21/4 (схема проезда)

Телефон: +7 (495) 772-95-90 внутр. 23152 (секретарь)

E-mail: fldepartment@hse.ru; langhse@gmail.com

Абитуриентам: soflabitur@hse.ru

Руководство
Школа иностранных языков: Руководитель школы Колесникова Екатерина Алексеевна

Телефон секретаря: +7 (495) 772-95-90 внутр. 23152

Школа иностранных языков: Заместитель руководителя школы Врадий Надежда Валентиновна

Выразительная кнопка
Выразительная кнопка

Образовательные программы
Бакалаврская программа

Иностранные языки и межкультурная коммуникация

4 года
Очная форма обучения

Информация о количестве бюджетных и платных мест будет объявлена не позднее 20 января 2025 года

Иностранным абитуриентам на программе доступны как бюджетные (стипендии Правительства РФ для иностранных граждан), так и платные места

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Иностранные языки и межкультурная коммуникация

2 года
Очная форма обучения

Информация о количестве бюджетных и платных мест будет объявлена не позднее 20 января 2025 года

Иностранным абитуриентам на программе доступны как бюджетные (стипендии Правительства РФ для иностранных граждан), так и платные места

RUS/ENG
Обучение ведется на русском или английском языках
Статья
Лексический повтор как ресурс речевого воздействия в дискурсе испанского монарха Филиппа VI

Селиванова И. В.

Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2024. № 3. С. 60-72.

Глава в книге
Symbolic meaning of numbers in Chinese and Russian culture
В печати

Baglai N. O.

In bk.: Новый мир. Новый язык. Новое мышление. Выпуск VII: Материалы VII международной научно-практической конференции. M.: Дипломатическая академия Министерства иностранных дел Российской Федерации, 2024.

Препринт
Digital resources on the Uralic languages of Siberia: an overview, evaluation and application

Fedotova I.

Arts and Humanities. No. osf.io, 2023

Специализация ШИЯ НИУ ВШЭ «Теория и методика преподавания иностранных языков»: на стыке традиций и инноваций

Академический руководитель образовательной программы бакалавриата Школы иностранных языков НИУ ВШЭ «Иностранные языки и межкультурная коммуникация» и специализации «Теория и методика преподавания иностранных языков», доцент, кандидат филологических наук Светлана Викторовна Боголепова рассказывает о конкурентных преимуществах специализации «Теория и методика преподавания иностранных языков» и карьерных перспективах современного преподавателя иностранного языка в эпоху ИИ

Специализация ШИЯ НИУ ВШЭ «Теория и методика преподавания иностранных языков»: на стыке традиций и инноваций

ШИЯ НИУ ВШЭ

– Светлана Викторовна, расскажите, пожалуйста, что должен знать и уметь современный преподаватель иностранного языка?

Преподавание языков – это не только увлекательная, но и требующая глубоких знаний профессия. Сегодня, как и десятилетия назад, преподаватель иностранного языка должен хорошо разбираться в методике преподавания.

Чтобы эффективно проводить занятия, преподавателю необходимо уметь правильно планировать уроки, подбирать необходимые материалы и организовывать обучение так, чтобы ученики могли легко запомнить новую лексику и грамматику, успешно развивая каждый вид речевой деятельности: чтение, аудирование, письмо и говорение.

Современные преподаватели работают с учениками из разных возрастных групп, с различными потребностями, как в группах, так и индивидуально. И каждый раз необходимо создавать увлекательную обучающую атмосферу, эффективно управляя учебным процессом и мотивируя учеников на новые успехи.

Важно также грамотно использовать современные технологии: искусственный интеллект, цифровые инструменты и социальные сети – все это может значительно обогатить процесс обучения и помочь в продвижении себя как специалиста.

Таким образом, преподаватель иностранного языка сегодня выполняет множество ролей и должен обладать широким спектром компетенций. Все эти знания и умения сегодня можно получить на дисциплинах нашей специализации «Теория и методика преподавания иностранных языков».

Ключевые конкурентные навыки, которые формируются на различных дисциплинах специальности:

«Психология для преподавателя»

«Методика преподавания иностранных языков»

«Разработка и адаптация учебных материалов»

«Современные методы преподавания иностранных языков»

«Профессиональная деятельность преподавателя иностранного языка»

«ИКТ и искусственный интеллект в преподавании иностранных языков»

Однако методика обучения и создание учебных материалов – это прикладные сферы деятельности, поэтому для их освоения важнейшую роль будут играть профессиональная практика и проектная работа.
 

– Какие карьерные и научные перспективы есть у студентов и выпускников специализации «Теория и методика преподавания иностранных языков»?

Студенты специализации проходят практику в образовательных организациях Москвы и Московской области, в организациях сферы «EdTech» и издательстве «Просвещение». Они не только планируют и проводят уроки, но и разрабатывают учебные и демонстрационные материалы.

В проектной деятельности по заказу внешних партнеров Школы иностранных языков НИУ ВШЭ студенты разрабатывают, проектируют и записывают курсы для цифровых платформ, а также создают учебные и олимпиадные материалы на разных языках, которые впоследствии используются на практике.

Таким образом, студенты уже во время обучения применяют полученные знания, выполняя реальные профессиональные задачи, и получают обратную связь от ведущих специалистов. Лучшим практикантам организации и компании-партнеры предлагают дальнейшее сотрудничество

Постер для защиты командного проекта студентов Школы иностранных языков НИУ ВШЭ по разработке учебного курса «Математика на английском языке» для учеников начальных классов
Постер для защиты командного проекта студентов Школы иностранных языков НИУ ВШЭ по разработке учебного курса «Математика на английском языке» для учеников начальных классов
ШИЯ НИУ ВШЭ

С фрагментом видео-урока, разработанным студентами Школы иностранных языков НИУ ВШЭ для Московской школы смешанного обучения, можно ознакомиться по ссылке.

Студенты специализации «Теория и методика преподавания иностранных языков» активно участвуют в конференциях, посвящённых вопросам преподавания иностранных языков, являются авторами и соавторами научно-методических публикаций по вопросам подготовки к олимпиадам, использования генеративных моделей, сравнительного анализа подходов к обучению иностранным языкам и многим другим актуальным темам.

Выпускники специализации успешно поступают на российские и зарубежные магистерские программы по направлениям «Лингвистика», «Педагогическое образование», «Менеджмент» и др., а также строят свою карьеру в качестве преподавателей иностранных языков, разработчиков образовательного контента и материалов для оценивания результатов, продюсеров онлайн-курсов и методистов.

Наши выпускники успешно работают, в том числе, в НИУ ВШЭ, среди них есть аналитики (Пестрикова Екатерина Андреевна), менеджеры (Ляпота Алина Борисовна), методисты (Солдатова Елена Игоревна) и, конечно, множество талантливых преподавателей.    
 

«Больше всего я ценю в своей работе возможность работать со студентами разных образовательных программ и сочетать все грани моей личности. Каждая группа факультатива «Английский язык» уникальна. Я люблю учиться у своих студентов чему-то новому и по-настоящему восхищаюсь, когда общий язык находят на первый взгляд совершенно разные люди»,Пинчукова Анна Евгеньевна, преподаватель Школы иностранных языков НИУ ВШЭ на факультативе «Английский язык», аспирант Школы иностранных языков НИУ ВШЭ по направлению «Иностранные языки», выпускница магистратуры (2024 г.) и бакалавриата (2022 г.) ОП Школы иностранных языков НИУ ВШЭ «Иностранные языки и межкультурная коммуникация», дипломант олимпиады «Высшая лига» (2022 г.), автор научных статей, опубликованных в журналах, включенных в списки НИУ ВШЭ и ВАК.

«В преподавании больше всего люблю свободу, возможность достижения предметных и метапредметных результатов своими методами. Очень нравится «расти» вместе с учениками, узнавать от них что-то новое, радоваться с ними их победам»,Эйстрих Анастасия Александровна, преподаватель английского языка высшей квалификационной категории в ГБОУ «Школа № 1285», выпускница бакалавриата (2019 г.) ОП Школы иностранных языков НИУ ВШЭ «Иностранные языки и межкультурная коммуникация», дипломант олимпиады «Высшая лига» (2024 г.), обладатель 14 грантов Мэра Москвы за вклад в развитие проекта «Московская Электронная Школа».

Говоря о миссии современного преподавателя, Пинчукова Анна Евгеньевна отмечает помощь в развитии как сильных, так и слабых сторон обучающихся:

«Часто бывает, что студенты не хотят участвовать в дискуссии на паре из-за боязни сделать ошибку или потому что у других ребят выше уровень языка, но абсолютно игнорируют свои сильные стороны. В такие моменты важно постараться обратить их внимание на это, так как демотивация в этом случае наступает очень быстро».

По мнению Эйстрих Анастасии Александровны, помимо образовательной цели важная задача преподавателя – вдохновить учеников на изучение иностранных языков, «показать на своём примере, что учимся мы в течение всей жизни и это здорово!».

Среди полученных во время обучения и активно применяемых в профессии навыков выпускники специализации отмечают навыки эффективной коммуникации, публичных выступлений, работы в команде, расстановки приоритетов в режиме многозадачности. 

«ИЯиМКК» помогла мне развить много полезных навыков, в первую очередь это умение при общении с  людьми находить к каждому индивидуальный подход, ориентироваться в большом потоке информации, грамотно планировать свою деятельность, смотреть на вещи с точки зрения метапредметных связей, искать новые подходы к решению задач и постоянно развиваться!», – Эйстрих Анастасия Александровна.

– Почему искусственный интеллект сегодня не угроза, а помощник преподавателя иностранного языка?

В настоящее время мы постоянно слышим мнения о том, что искусственный интеллект заменит представителей той или иной профессии. Можем с точностью утверждать, что преподавателям иностранного языка это в ближайшее время не грозит. Ни один цифровой ассистент не заменит экспертных знаний и богатого опыта преподавателя

Однако искусственный интеллект способен стать помощником, который значительно экономит время и усилия преподавателя в рутинных задачах и позволяет индивидуализировать обучение с учётом потребностей каждого ученика.  

Например, искусственный интеллект может помочь в подготовке разнообразных материалов, планировании занятий, формулировании критериев для обратной связи.

Но сгенерированные с помощью ИИ материалы всегда необходимо экспертно анализировать и дорабатывать. Каким образом это делается, я учу наших студентов на дисциплине «ИКТ и искусственный интеллект в преподавании иностранных языков».  

 

– Кому подойдет специализация «Теория и методика преподавания иностранных языков»?

Вам подойдет эта специализация, если Вам нравится делиться своими знаниями, обучать, мотивировать, вдохновлять, если Вы креативны, хотите создавать собственные образовательные продукты, заинтересованы в применении современных подходов и технологий в обучении иностранным языкам. Будем рады видеть Вас в качестве студентов нашей программы! 

  • День открытых дверей ОП бакалавриата

    Задать все интересующие Вас вопросы об образовательной программе бакалавриата Школы иностранных языков НИУ ВШЭ «Иностранные языки и межкультурная коммуникация», специализациях, траекториях поступления и карьерных возможностях Вы сможете на Дне открытых дверей, который состоится 19 декабря (четверг) в 16.00 в онлайн-формате.

    Регистрация на мероприятие осуществляется по ссылке

До новых встреч в Школе иностранных языков НИУ ВШЭ!