В курсе мы обсудим, каким образом люди смотрят на мир сквозь призму языка и каким образом язык отражает окружающий человека мир, как связаны менталитет народа и языковая картина мира, а также языковое сознание и коммуникативное поведение. Вы поймете, что такое антропоцентризм в лингвистике и вторичная языковая личность. Вы узнаете, как изучают языковое сознание и языковые картины мира и попробуете себя в роли исследователя.
Цель освоения дисциплины
осмысление взаимосвязи между системой языка, концептуальной и национально-культурной картинами мира; формирование системного понимания языкового сознания и коммуникативного действия
развитие комплекса компетенций как способности и готовности применять знания и умения из интегративной области "язык-сознание-картина мира" в профессиональной деятельности
анализировать национальную культуру как многомерное образование
анализировать проблемы языковой концептуализации мира
анализировать символы и другие знаки национальных культур
владеть методами анализа концептов
владеть методами анализа языкового сознания
знать, каким образом язык отражает культуру
идентифицировать структуру языкового сознания
критически анализировать понятия ментальности и металитета
проводить сравнительный анализ национальных картин мира
соотносить понятия: образ мира - модель мира - картина мира
Содержание учебной дисциплины
Язык как часть культуры.
Языковое сознание.
Картина мира.
Менталитет и национальная культура.
Национальный/ языковой образ мира.
Русская национальная картина мира.
Элементы контроля
Эссе
Работа в аудитории
Тест (письменные ответы на вопросы)
Разработка и презентация мини-проекта
Промежуточная аттестация
2022/2023 учебный год 2 модуль
0.25 * Эссе + 0.25 * Тест (письменные ответы на вопросы) + 0.25 * Разработка и презентация мини-проекта + 0.125 * Работа в аудитории
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
Пименова, М. В. Языковая картина мира : учебное пособие / М. В. Пименова. — 5-е изд., доп. — Москва : ФЛИНТА, 2019. — 106 с. — ISBN 978-5-9765-1349-5. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/122673 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
Рекомендуемая дополнительная литература
Прохоров, Ю. Е. Русские: коммуникативное поведение : учебное пособие / Ю. Е. Прохоров, И. А. Стернин. — 5-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2016. — 328 с. — ISBN 978-5-89349-812-7. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/85941 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
Преподаватель
Мошняга Елена Викторовна
Программа дисциплины
Аннотация
Цель освоения дисциплины
Планируемые результаты обучения
Содержание учебной дисциплины
Элементы контроля
Промежуточная аттестация
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
Рекомендуемая дополнительная литература
Авторы