• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: г. Москва, ул. Старая Басманная, д. 21/4 (схема проезда)

Телефон: +7 (495) 772-95-90 внутр. 23152 (секретарь)

E-mail: fldepartment@hse.ru; langhse@gmail.com

Абитуриентам: soflabitur@hse.ru

Руководство
Школа иностранных языков: Руководитель школы Колесникова Екатерина Алексеевна

Телефон секретаря: +7 (495) 772-95-90 внутр. 23152

Школа иностранных языков: Заместитель руководителя школы Врадий Надежда Валентиновна

Выразительная кнопка
Выразительная кнопка

Статья
Enhancing genre instruction on research proposal introductions with an online academic writing tutor

Dugartsyrenova V., Sardegna V. G.

Journal of Second Language Writing. 2022. Vol. 58.

Глава в книге
Херсонесский полис и тавры в конце V–IV в. до н.э.

Зедгенидзе А. А.

В кн.: Восточная Европа в Древности и Средневековье. Чтения памяти члена-корреспондента АН СССР Владимира Терентьевича Пашуто. Выпуск XXXIV. Межэтнические контакты в социокультурном контексте. Вып. 34. М.: ИВИ РАН, 2022. С. 92-96.

Препринт
REPRESENTATION OF MENTAL STATES IN DIACHRONIC PERSPECTIVE

Tsygunova M.

Current Issues in Modern Linguistics and Humanities. Unknown. Institute of Foreign Languages Peoples' Friendship University of Russia, 2022

Вечер Эльфриды Елинек в Российско-Немецком Доме

16 октября в Российско-Немецком Доме в Москве в рамках вдумчивых чтений «В начале было слово…» прошёл вечер «Эльфрида Елинек. Женщина глазами женщины» в преддверии дня рождения одной из самых обсуждаемых немецкоязычных писательниц современности. В Европе к ее пьесам и романам повышенный интерес – не только со стороны филологов и переводчиков, но также драматургов и кинорежиссеров. В России она пока известна гораздо меньше, спектакли по ее произведениям нельзя увидеть на сцене ведущих московских театров. На сцене РНДМ столичному зрителю представилась уникальная возможность прикоснуться к творчеству австрийской писательницы. 

Вечер был посвящен двум наиболее известным романам Эльфриды Елинек – «Любовницы» и «Пианистка». Его проведение стало возможным благодаря усилиям большой команды: проекта «Эхо небес. Голоса русских актеров» и Клуба любителей немецкого языка gut geD-A-CHt Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» при поддержке Центра исследования творчества Э. Елинек (Австрия) (http://fpjelinek.univie.ac.at/) и Международного союза немецкой культуры. Координатор проекта: доцент кафедры немецкого языка НИУ ВШЭ, руководитель Клуба «gut geD-A-CHt» Юлия Пасько.

«Мы очень рады, что нам удалось вместе с коллегами из Австрии подготовить этот вечер. К нынешнему формату «Вдумчивых чтений» мы пришли не сразу. Наш жанр ранее назывался «открытая репетиция», где предполагалось соединение творческой (актерской) части и рефлексивной (обсуждение тем, затронутых в произведении при активном участии экспертов и публики). Сейчас у нас возникло более точное понимание, как получить синергетический эффект от союза актеров, текста, зрителей, экспертов и самого пространства», – говорит автор идеи и художественный руководитель проекта, доцент кафедры управления человеческими ресурсами НИУ ВШЭ Валерия Устинова.

«Материал очень сильный, главный акцент делается на тексте, так как музыкальное многоголосие в романах с такой языковой страстью свойственно только Елинек. Для меня важно было не препятствовать автору, а сделать так, чтобы режиссерское решение только помогло правильнее донести главную идею. Большинство читателей, в первую очередь, шокирует сама поверхность произведений, но важно, что они должны понимать не только то, о чем пишет Елинек, но и для чего и почему она их так пишет, а не иначе», – говорит одна из режиссеров постановки Алена Муратова.

Алена уверена, что о произведениях Елинек нужно говорить чаще и это правильно. Ведь «возмутители спокойствия» всегда дают почву для развития внутри общества и всей культуры, как отдельного народа, так и культуры всего мира. По мнению Алены, тема феминизма в наше время особо актуальна. Теперь современные женщины стремятся к независимости, это входит в норму, а это один из показателей феминизма. «Наверное, стоит всем нам, особам женского пола задуматься об этом», – отметила Алена Муратова.

Роман Елинек «Любовницы» о женщине и о том, какой ценой покупается семейное счастье. Женщина в романе Елинек – это самое уязвимое звено в современном обществе. Женщина поставлена в условия, в которых ей отводится роль охотника, добытчика, инициатора отношений.

«Мир, представленный в романе, искорежен категориями – успешность, результативность, независимость, потребление. Диагноз, который ставит Елинек, точно регистрирует произошедшие и происходящие изменения в обществе. И между тем, на мой взгляд, необходимо увидеть в этой истории не только сюжет – борьба молодых женщин за свое место в пищевой цепочке, но и крушение иллюзий, потерю невинности и телесной, и душевной», – считает режиссер Рушан Иксанов, работавший над постановкой фрагмента из романа «Любовницы».

Сильные впечатления от показа двух фрагментов задали тон и особую живость дискуссии с экспертами и зрителями, в которой были затронуты самые разные вопросы, касавшиеся музыкальности языка Э. Елинек, ее способности переплетать разные культурные коды и жанры, психологии отношений и проблемы овеществления человека в современном обществе.

Одна из основных задач чтений – преодоление дефицита открытости в обществе, построение площадки, где  ты можешь высказаться сам и услышать других. В проектах «Эхо небес. Голоса русских актеров» участвуют как молодые, так и известные актеры, профессора и студенты НИУ ВШЭ и других вузов. Темы последних проектов: «Болезнь века – депрессия» (по повести Г. Бюхнера «Ленц», исполнитель Виктор Вержбицкий), «Когда мир меняется» (по эпосу «Песнь о Нибелунгах», исполнители Виктор Вержбицкий, Лика Нифонтова, Анастасия Бегунова) и «Женщина глазами женщины» (по роману Э. Елинек «Любовницы» и «Пианистка»).

Текст составлен по материалам с сайта пресс-службы Международного союза немецкой культуры.
Фотограф: Саша Гор