Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: г. Москва, ул. Старая Басманная, д. 21/4 (схема проезда)
Телефон: +7 (495) 772-95-90 внутр. 23152 (секретарь)
E-mail: fldepartment@hse.ru; langhse@gmail.com
Абитуриентам: soflabitur@hse.ru
Телефон секретаря: +7 (495) 772-95-90 внутр. 23152
Информация о количестве бюджетных и платных мест будет объявлена не позднее 20 января 2025 года
Иностранным абитуриентам на программе доступны как бюджетные (стипендии Правительства РФ для иностранных граждан), так и платные места
Информация о количестве бюджетных и платных мест будет объявлена не позднее 20 января 2025 года
Иностранным абитуриентам на программе доступны как бюджетные (стипендии Правительства РФ для иностранных граждан), так и платные места
Буримская Д. В., Соловьева И. В.
Лань, 2024.
Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2024. № 3. С. 60-72.
In bk.: Новый мир. Новый язык. Новое мышление. Выпуск VII: Материалы VII международной научно-практической конференции. M.: Дипломатическая академия Министерства иностранных дел Российской Федерации, 2024.
Fedotova I.
Arts and Humanities. No. osf.io, 2023
«Появление Школы иностранных языков как научно-образовательного подразделения стало логичным продолжением деятельности Департамента иностранных языков и языковых кафедр Университета, которые в 2020 году были объединены новой стратегией развития языкового образования НИУ ВШЭ. Накопленный ДИЯ и кафедрами опыт, обогащенный видением новой команды руководителей, стал основой для создания в Вышке мощного экспертного центра языкового образования, лингвистической и методической науки.
Сейчас коллектив ШИЯ насчитывает более 350 сотрудников. Это люди профессиональные, вовлеченные, знающие ценность труда и трудолюбия. Благодаря их командной работе и культуре взаимодействия реализуются успешные образовательные программы высшего образования и ДПО, построены индивидуальные траектории изучения иностранных языков для всех студентов четырех кампусов Вышки, внедрена цифровая поддержка языковых дисциплин, регулярно выходят статьи, учебники и монографии, запускаются проекты, проводится независимая экспертиза языковых компетенций, расширяется экосистема «Лингвотест». Это все результат большого труда сотрудников ИНЯЗа, которые каждый день стараются делать Вышку сильнее, крепче и прекраснее!»
Надежда Валентиновна Врадий, заместитель руководителя Школы иностранных языков о ключевых особенностях образовательных программ:
«Последнее время мы работали над расширением компетентностного профиля выпускника бакалавриата и магистратуры, сближая содержание программы с запросами рынка труда и внедряя в программу необходимые компетенции для современного специалиста. Безусловно, в фокусе внимания сейчас – интеграция инструментов искусственного интеллекта для подготовки специалистов с цифровыми компетенциями, которые на стыке со специализациями программы позволяют готовить востребованных специалистов в современном профессиональном ландшафте».
«За последние четыре года учебные планы образовательной программы бакалавриата претерпели значительные изменения, возросла доля практической подготовки»,
– отмечает Светлана Викторовна Боголепова, академический руководитель бакалавриата ИЯиМКК.
Увеличилось число специализаций, предлагаемых студентам бакалавриата. Так, со следующего учебного года студентам будут доступны 5 специализаций:
Все специализации фокусируются, в том числе, на приобретении прикладных навыков (таких как разработка методического продукта, локализация вебсайтов, управление межкультурными проектами) и формировании цифровых компетенций.
У студентов магистратуры «Иностранные языки и межкультурная коммуникация» также есть возможность выбрать специализацию из 4-х, две из которых полностью англоязычные:
В ШИЯ убеждены, что обучение по направлению «Лингвистика» может и должно включать не только теоретические знания, но и востребованные современным бизнес сообществом практические элементы профессиональной подготовки.
«В Школе иностранных языков мы нацелены на то, чтобы у студентов была возможность применять свои знания, умения и профессиональные компетенции на практике, как в стенах Университета, так и за его пределами. Для этого у нас есть развитая система практической подготовки, которая включает в себя прохождение практики в компаниях-партнерах, а также участие в различных проектах (языковых, сервисных, научных и профессиональных)»,
– подчеркивает Анастасия Сергеевна Сапожникова, координатор по взаимодействию с работодателями. Благодаря тому, что практика и проекты проходят в том числе совместно с внешними организациями, студенты работают над реальными профессиональными задачами и получают обратную связь от ведущих специалистов. Это позволяет им приобретать опыт и формировать своё уникальное, профессиональное портфолио уже во время учебы. Так, за прошедший год было реализовано 24 проекта совместно с такими компаниями-партнерами, как ВКонтакте, Лаборатория Касперского, Международная школа смешанного обучения, Центр занятости населения. Всего на текущий момент ШИЯ сотрудничает с 36 организациями.
За 4 года количество студентов на магистерской программе увеличилось вдвое, а наличие англоязычных треков сделало программу привлекательной среди иностранных абитуриентов. Так, на сегодняшний день более половины студентов программы – иностранцы. Всего в бакалавриате и магистратуре обучаются студенты из 34 стран мира.
Еще одним важным выбором у студентов помимо специализации является второй иностранный язык. Первокурсники выбирают 1 из 7 языков: испанским, китайским, японским, французским, немецким, итальянским и турецким.
Для Школы иностранных языков студенты являются основными стейкхолдерами образовательного процесса, которые мотивируют к развитию и новациям.
«Студенты ШИЯ – это целеустремленные, открытые ко всему новому и амбициозные люди. Они не боятся сложных вызовов и с огромным интересом берутся за любые задачи, будь то подготовка проекта или написание выпускной работы»,
– Елена Алексеевна Симонова, менеджер программы бакалавриата.
«Наши студенты готовы постигать, развивать и привносить новое в сферы преподавания иностранных языков, перевода, межкультурной коммуникации и лингвистики»,
– Ирина Ивановна Жунич, менеджер программы магистратуры.
Выпускники Школы имеют несомненные преимущества на рынке труда. Во-первых, каждый из них обладает набором уникальных профессиональных компетенций. Имея возможность выбирать дисциплины, майноры, проекты и специализации, студенты развивают широкий спектр умений, позволяющий им работать в совершенно различных областях на разных позициях. Во-вторых, благодаря тесному сотрудничеству с партнерскими организациями, ШИЯ предоставляет своим студентам возможность показать себя потенциальному работодателю и получить предложение о трудоустройстве уже во время учебы в бакалавриате. Несомненным преимуществом, отмечаемым Светланой Викторовной, является и то, что выпускники могут эффективно коммуницировать на трех языках (русском, английском и еще одном иностранном) в устной и письменной форме, а также использовать цифровые инструменты в своей деятельности, что повышает их ценность на современном рынке труда. Наконец, студенты программы изучают значительную часть дисциплин на английском языке, а также могут выбрать обучение на полностью англоязычном треке, что является дополнительным фактором развития англоязычной коммуникативной компетенции и подготовки к дальнейшему профессиональному росту.
«На данный момент ШИЯ насчитывает 1248 выпускников, успешно развивающих свою профессиональную траекторию. Основные сферы деятельности, области, в которых работают наши выпускники: корпоративная коммуникация и менеджмент, перевод и локализация, медиа/копирайтинг/редактура, образование и наука, Edtech, HR, PR, маркетинг, event-менеджмент, IT и администрирование. Среди компаний, в которых работают наши выпускники, – Яндекс, МТС, ВКонтакте, X5Group, Росатом, KasperskyLab, Pier5Пирс, НИУ ВШЭ»,
– Алена Андреевна Лапшина, менеджер по работе с абитуриентами, студентами и выпускниками.
Школа иностранных языков реализует дисциплины факультативного модуля по английскому на всех программах Университета на первом, втором и выпускном курсах бакалавриата и специалитета. Введение в 2020 году новой концепции англоязычной подготовки студентов НИУ ВШЭ позволило индивидуализировать обучение английскому языку. Обязательными элементами в рамках англоязычной подготовки студентов являются Входное тестирование, Промежуточное тестирование, Внутренний экзамен, Независимый экзамен и защита концепции ВКР.
В текущем учебном году на факультативе обучается порядка 6000 студентов 1 и 2 курсов. Портфель дисциплин факультативного модуля включает 36 дисциплин различных уровней и направлений. Так, например, разработаны дисциплины по английскому языку для социальных наук, для юристов, для историков. При этом портфель дисциплин постоянно пополняется с учетом развития Университета, запроса факультетов и появления новых образовательных программ. Например, в 2023 году по запросу факультета физики была разработана дисциплина «Английский язык для специальных целей. Физика» для студентов 2 курса.
Реализация столь масштабного модуля требует слаженной работы коллектива и организации цифровой поддержки преподавания.
«Для методической поддержки преподавателей дисциплин факультатива «Английский язык» были разработаны (и продолжают совершенствоваться) онлайн-курсы на платформе SmartLMS. В курсах преподаватели могут найти все необходимые учебные материалы. Многие преподаватели пользуются курсами как основой своих занятий, кто-то берет дополнительные материалы, а кто-то предлагает своим студентам наполнение курсов как домашнее задание. Ряд дисциплин, например, «Подготовка к сертификационным экзаменам», полностью реализуются на платформе SmartLMS и представляют собой обширные материалы, которые преподаватели могут гибко использовать, исходя из потребностей своих студентов. Методисты Центра развития образовательных технологий ШИЯ и преподаватели проводят регулярные методические встречи, посвященные цифровой поддержке дисциплин и работе на платформе SmartLMS в целом»,
– Диана Андреевна Попова, руководитель Центра развития образовательных технологий.
В 2022 году в Школе иностранных языков был открыт Центр независимой экспертизы по английскому языку, основным направлением работы которого является обеспечение экспертной оценки уровня владения английским языком. Центр отвечает за реализацию Независимого экзамена по английскому языку (НЭ), который проводится в НИУ ВШЭ с 2012 года и является обязательной частью программ бакалавриата.
«Для этого мы занимаемся подготовкой экзаменаторов, организуя тренинги и консультации. Мы организуем и проводим экзаменационные сессии таким образом, чтобы, с одной стороны, создать комфортные условия сдачи для студентов и минимизировать какие-либо технические сбои, которые могли бы помешать студентам. А с другой стороны, обеспечить соблюдение технологий тестирования и минимизировать нечестные практики, тем самым обеспечивая объективность и валидность результатов тестирования. Кроме того, мы ведем аналитическую деятельность, предоставляя информацию о качестве обучения английскому языку в НИУ ВШЭ»,
– рассказывает Наталия Александровна Кудинова, руководитель центра.
«Принятие в 2020 году новой Концепции развития англоязычной коммуникативной компетенции студентов НИУ ВШЭ обусловило появление новой модели НЭ, которую мы в Центре реализуем c мая 2022 года. Отличительными чертами этой модели являются распределенная сдача экзамена (с 1 по 3 курс), самостоятельная запись студентов на платформе SmartLMS, независимая экспертиза работ, два формата сдачи (офлайн и онлайн), общие экзаменационные материалы для всех кампусов Вышки. За время работы Центра мы провели свыше 600 экзаменационных сессий только на базе Московского кампуса, а нашими экзаменаторами было проверено более 11 000 студенческих работ.»
Одним из ключевых достижений Школы также стал масштабный проект ССТ «Лингвотест», реализуемый в сотрудничестве с ГК «Просвещение» и ФГБУ «Росаккредагентство» с ноября 2022 года. «Лингвотест» – универсальная многоуровневая система, проверяющая уровень владения иностранным языком от начального до профессионального. Здесь тестируются умения в каждом из видов речевой деятельности – чтение, письмо, аудирование и говорение. Тестирование разработано в двух вариантах: академический и деловой, и ориентировано не только на внутреннюю, но и главным образом на внешнюю аудиторию.
За первый год существования «Лингвотеста» было проведено более 30 сессий для участников из 21 субъекта России, а также из Республики Беларусь.
«С февраля 2023 года тестирование можно пройти онлайн из любой точки России и мира, но мы также работаем над расширением географии и открытием тест-центров,
– делится планами Алина Андреевна Ли, менеджер Школы иностранных языков.
– В настоящий момент очно тестирование можно сдать в трех тест-центрах в Москве, а также в Нижнем Новгороде и Хабаровске».
В фокусе внимания Школы всегда были методические разработки в сфере иностранных языков. В сотрудничестве с издательством «Просвещение» выпускаются пособия по английскому языку, представляющие уникальные разработки университета для широкой аудитории. Недавно в свет вышли пособия “SCT Linguatest Academic. Past Examination Papers” и “SCT Linguatest Business. Past Examination Papers”, готовится к публикации пособие “Linguatest Skillset: Academic Vocabulary”.
Школа иностранных языков принимает активное участие в олимпиадном движении России. Ежегодно более 15000 школьников пробуют свои силы в олимпиаде I уровня «Высшая проба» по профилю «Иностранные языки», который является один из лидеров по числу участников. В 2020 году обновилась концепция заключительного этапа олимпиады, в соответствии с которой задания каждого класса строятся как единая, последовательно развивающаяся история. Участники отмечают, что задания олимпиады стали не только более интересными, но и познавательными, а подготовка к написанию творческих заданий позволяет повысить уровень владения иностранным языком и усовершенствовать писательское мастерство.
Центр вторых иностранных языков ШИЯ обеспечивает учебно-методическое сопровождение дисциплин модуля «Иностранный язык» (испанский, итальянский, китайский, немецкий, португальский, турецкий, французский, японский языки) в рамках основных образовательных программ Университета. Программы по иностранному языку варьируются от базового и продвинутого уровня до языка профессиональной коммуникации и академических целей.
Наконец, образовательная деятельность Школы включает программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки, координируемые Центром языковой и методической подготовки ШИЯ. Сейчас в центре насчитывается 37 программ повышения квалификации и 4 программы профессиональной переподготовки.
«Традиционно огромной популярностью пользуются программы по английскому языку. Также реализуются программы по немецкому, французскому, испанскому, итальянскому, португальскому, новогреческому, арабскому, китайскому и турецкому языкам. А для студентов НИУ ВШЭ специально был разработан проект «Вышка+». Студенты-слушатели программ по иностранным языкам могут учесть прослушанные курсы в дипломе о Высшем образовании»,
– Татьяна Артуровна Барановская, руководитель центра, ординарный профессор Школы иностранных языков.
Школа иностранных языков работает над развитием академической среды, объединяя сотрудников и студентов ШИЯ и создавая единое профессиональное сообщество, обеспечивающее достижение высоких показателей и позволяющее создавать новые образовательные и научные продукты. Так, на базе отдела научной и международной деятельности ШИЯ реализуется проектная работа, результатами которой становятся образовательные продукты, научные труды, учебные пособия, онлайн-курсы и методические рекомендации для различных нужд как ШИЯ, так и всего Университета.
Значимой традицией становится ежегодная научно-практическая конференция «Языки, образование, развитие» (HSE LED Conference), успешно стартовавшая в 2021 году. Конференция объединяет ученых-лингвистов и педагогов, экспертов и практиков, переводчиков, и методистов для обсуждения самых актуальных вопросов языкового образования. Программа Конференции на протяжении трех лет включает в себя выступления российских и зарубежных спикеров международного уровня, встречи с представителями крупного бизнеса, разбор практических кейсов, мастер-классы, экспертное интервью, панельные дискуссии и ярмарку партнёров.
«Второй год подряд в рамках конференции реализуется круглый стол с представителями образовательных организаций Москвы и регионов России для обсуждения актуальных вопросов преподавания иностранных языков в школе»,
– Мария Витальевна Попугаева, заместитель руководителя Школы иностранных языков.
Кроме того в целях обмена профессиональным опытом для коллег создана площадка Colloquium+, в рамках которой каждый желающий может выступить с интересующей его в профессиональной области темой и обсудить свои наработки с коллегами.
Для студентов ежегодно реализуются 5 научно-практических конференций, в рамках которых заслушиваются доклады на 6 языках. Организация и проведение конференций осуществляются преподавателями вторых иностранных языков на всех этапах: от приема заявок и формирования программы до публикаций сборников научных трудов.
«Для нас ценно, что студенческие конференции пользуются популярностью среди студентов как наших программ, так и других университетов,
– считает Елена Сергеевна Зырянова, начальник отдела научной и международной деятельности ШИЯ. –
Ведь это возможность познакомить студентов с исследовательской деятельностью в различных областях науки, а также с академическими нормами и возможностями развития в академической среде».
В Школе иностранных языков осуществляют свою деятельность более 10 студенческих организаций: это и языковые клубы, и организации, направленные на творческое и профессиональное развитие студентов (например, Клуб публичных выступлений, Театр, Писательский клуб, Клуб волонтёров, Студенческие СМИ). Клубы французского, испанского, немецкого, итальянского, восточных языков проводят мероприятия благодаря поддержке преподавателей вторых иностранных языков, которые координируют студентов-активистов и отвечают за выполнение плана мероприятий клубов.
Алена Андреевна Лапшина, работая со студентами над каждым из этих проектов, верит, что
«для студентов это возможность попробовать себя в чем-то новом, а также принять участие в социально-значимой деятельности».
Не остаются в стороне и выездные мероприятия: ежегодным стало проведение Зимней школы для студентов бакалавриата и магистратуры. В рамках работы школы у студентов есть возможность не только получить новые знания, но и поучаствовать в развитии академической среды образовательных программ ШИЯ.
Также Школа поддерживает и развивает сотрудничество с вузами различных стран. На данный момент сотрудники активно участвуют в проекте, реализуемом совместно с НИУ Ташкентский институт инженеров ирригации и механизации сельского хозяйства, обсуждаются совместные проекты с Пекинским педагогическим университетом и Университетом Фудань (Китай), а также готовится взаимодействие с университетами Латинской Америки.
Несмотря на молодой возраст, Школа иностранных языков, продолжая традиции ДИЯ и языковых кафедр, уже достигла значимых результатов в различных направлениях деятельности.
«Будем стремиться делать все, чтобы ШИЯ и дальше развивалась и держала высокие стандарты качества»,
– Екатерина Алексеевна Колесникова.