Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: г. Москва, ул. Старая Басманная, д. 21/4 (схема проезда)
Телефон: +7 (495) 772-95-90 внутр. 23152 (секретарь)
E-mail: fldepartment@hse.ru; langhse@gmail.com
Абитуриентам: soflabitur@hse.ru
Телефон секретаря: +7 (495) 772-95-90 внутр. 23152
35 бюджетных мест
25 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
150 платных мест
5 платных мест для иностранцев
25 бюджетных мест
30 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
10 платных мест
3 платных места для иностранцев
Цыгунова М. М., Дашков М. М.
М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2024.
Соловьева И. В., Замковая М. А.
Педагогика и психология образования. 2024. № 3. С. 194-207.
In bk.: Новый мир. Новый язык. Новое мышление. Выпуск VII: Материалы VII международной научно-практической конференции. M.: Дипломатическая академия Министерства иностранных дел Российской Федерации, 2024.
Fedotova I.
Arts and Humanities. No. osf.io, 2023
Выбор высшего учебного заведения и образовательной программы – один из главных выборов, которые мы делаем в своей жизни. И к этому вопросу важно подходить с особой ответственностью.
В этой статье выпускники бакалавриата Школы иностранных языков НИУ ВШЭ рассказывают абитуриентам, оправдались ли их собственные ожидания от обучения и почему в современных условиях высокой конкуренции абитуриентам 2024 года стоит сделать выбор в пользу образовательной программы бакалавриата «Иностранные языки и межкультурная коммуникация» («ИЯиМКК»).
Выпускники выделили следующие ТОП-10 причин для поступления на «ИЯиМКК»:
«Считаю, что наше главное преимущество заключается в том, что изучение языков, культур и лингвистики с теоретической точки зрения всегда совмещено с погружением в практико-ориентированные дисциплины и освоением навыков и умений, необходимых в современном мире в любой области.
Мы выполняем большое количество проектов, работаем в сотрудничестве с разными предприятиями, в том числе международными корпорациями, узнаём о современных методах исследования и обязательно применяем все полученные знания в реальной (академической, профессиональной и личной) жизни. Это позволяет нам с самого начала знать, чем и как можно заниматься в выбранном направлении, и даёт значительные преимущества на старте карьеры», – Елизавета Бабасян.
3. Высокий уровень языковой подготовки, в том числе, с преподавателями-носителями языка
«Моим вторым иностранным языком стал французский. Довести уровень языка до свободного в значительной степени мне помогло то, что в течение всего года мы занимались с носителем языка, а закреплять знания удавалось благодаря мероприятиям Французского клуба», – Софья Котерева.
«Я изучала английский и испанский. Думаю, процесс обучения преимущественно на иностранных языках помог достичь того уровня, который у меня сейчас. Мы обсуждали разные темы, читали книги, смотрели видео и даже играли в игры на иностранных языках! Всё это было очень полезно для развития коммуникативных навыков», – Алина Миссан.
«За 4 года мне удалось довести французский с нуля до уровня B2 (подтверждено на международном экзамене DELF). В процессе интенсивного обучения мы также изучали историю и культуру Франции (предмет вёлся на французском языке), работали с форматами международных экзаменов, что дало нам мощную подготовку.
Свободного владения английским языком на программе было добиться намного проще, ведь ещё с первого курса большинство дисциплин преподается именно на этом языке. И вскоре этот язык стал для всех нас привычным инструментом: у многих студентов есть собственные англоязычные публикации (у кого-то – и выпускная квалификационная работа), также у многих с английским языком связана профессиональная деятельность. Мы постоянно практикуемся, и это позволяет оставаться в тонусе», – Елизавета Бабасян.
4. Возможность самостоятельного выбора изучаемых языков
«Многие университеты распределяют студентов в языковые группы автоматически, и порой получить желаемый язык довольно непросто. Здесь же есть гарантия, что Вы попадёте именно туда, куда мечтали», – Елизавета Бабасян.
5. Большой выбор различных треков и специализаций
«Помимо узких специализаций есть также те, которые носят универсальный характер и обладают широким спектром применения в профессиональной среде», – Софья Котерева.
«В Школе иностранных языков перед тем, как окончательно определиться с областью лингвистики, которой Вы хотите заниматься больше всего, можно подробнее узнать о каждой из них и уже на первом курсе попробовать себя в разнообразных дисциплинах по выбору, чтобы решить, что ближе сердцу», – Елизавета Бабасян.
6. Современные методы обучения
«На мой взгляд, образовательная программа «Иностранные языки и межкультурная коммуникация» Школы иностранных языков НИУ ВШЭ – это не просто классический «Ин.Яз», где студенты погружаются в изучение иностранных языков. Это во всех смыслах современные методы обучения, где учащиеся получают актуальные и полезные знания и навыки, которые они могут успешно использовать в своей профессиональной деятельности», – Алина Миссан.
7. Широкий перечень крупных компаний-партнёров для прохождения практики и дальнейшего трудоустройства
«У меня была практика в компании «КРОС», которая входит в число крупнейших коммуникационных агентств мира (в 2019 году КРОС признан Агентством года в России и странах СНГ). Этот опыт оказался очень полезным, так как мне удалось посмотреть на работу крупной компании изнутри, познакомиться с профессионалами своего дела и получить важный опыт, который очень помог мне при дальнейшем трудоустройстве», – Алина Миссан.
«Практика в Третьяковской галерее позволила мне понять, что межкультурная коммуникация как образовательная программа применима даже в музейном секторе, который мне очень интересен», – Софья Котерева.
«Я проходила практику в качестве преподавателя английского языка в лицее № 1535, который сама и закончила несколькими годами ранее. Благодаря этой практике я наконец-то попала в «полевые условия», впервые поработала с группой учеников (до этого вела только индивидуальные занятия) и получила ценные советы от преподавателей-наставников. Несколько недель работы в лицее сделали меня стрессоустойчивее, научили спокойнее относиться к собственным ошибкам (ведь они неизбежны) и помогли мне удостовериться, что я сделала правильный выбор в профессии», – Елизавета Бабасян.
Чтобы компании-партнёры Школы иностранных языков могли рассказать о ключевых направлениях своей деятельности, а студенты – больше узнать об интересующих их работодателях, ежегодно в Школе иностранных языков проходит «День карьеры ШИЯ» – ярмарка стажировок и вакансий, включающая открытые выступления работодателей, HR-консультации и мастер-классы.
8. Насыщенная программа академической мобильности
«С сентября 2023 по февраль 2024 года я училась в Венеции по программе мобильности в партнёрском ВУЗе НИУ ВШЭ – университете Ca’Foscari. Удалось подобрать индивидуальную программу, которая соответствовала моему учебному плану на осенний семестр в Вышке.
Ca’Foscari считается довольно престижным вузом, туда поступают не только из близлежащих городов, но и из таких крупных центров как Рим, Милан, Неаполь, а количество иностранных студентов в нём – одно из самых больших в Италии. Учиться в такой многонациональной среде – большое счастье. Это была отличная возможность увидеть воочию, что такое разный менталитет, какие традиции и ценности определяют поведение людей, и как при этом изобилии культурных различий можно находить общий язык», – Софья Котерева.
Подробнее об опыте участия Софьи в программе мобильности можно прочитать в статье.
9. Активная внеучебная жизнь и «безграничное количество возможностей для саморазвития»
«Не каждый университет может похвастаться таким количеством студенческих клубов, ведущих действительно активную деятельность, а также мероприятий, посвящённых различным языкам и культурам. Среди всего этого разнообразия точно можно найти что-то по душе и не только расширить свои знания, найти близких по духу людей, но также прокачать организаторские навыки!
Благодаря ШИЯ мне удалось попробовать себя и в изучении разных языков, и в исследовательской деятельности (писала статьи, участвовала в конференциях, работала в лаборатории), и в социальной работе (возглавляла студенческий совет ШИЯ, была организатором различных мероприятий, в том числе благотворительных, занималась сервисными проектами). Поступая сюда, я не предполагала, какая насыщенная жизнь меня ждёт, и я искренне благодарна Школе иностранных языков за такой разнообразный опыт!», – Елизавета Бабасян.
10. Окружение
«Всегда говорю, что Школа иностранных языков – это в первую очередь люди. Здесь я обрела замечательных друзей и коллег, поддерживающих наставников и много-много ценного опыта. Четыре года обучения в бакалавриате стали одним из самых насыщенных и интересных периодов в моей жизни, и больше всего я всегда буду ценить возможность находиться среди настоящих профессионалов, чудесных, горящих своим делом и очень разносторонних людей!», – Елизавета Бабасян.
Также выпускники ответили на несколько важных и волнующих каждого абитуриента вопросов.
Алина Миссан:
– В 11 классе я решила, что очень хочу учиться в Высшей школе экономики. Изучив сайт университета, остановилась на двух программах: «Иностранные языки и межкультурная коммуникация» и «Реклама и связи с общественностью». В феврале 2020 года был Общеуниверситетский день открытых дверей на Покровке. До сих пор помню выступление руководителя Школы иностранных языков НИУ ВШЭ Колесниковой Екатерины Алексеевны почти дословно. Я была очень вдохновлена презентацией программы «Иностранные языки и межкультурная коммуникация», и это сыграло ключевую роль при выборе. Сейчас могу сказать, что мои ожидания полностью оправдались, на деле всё оказалось даже круче!
Елизавета Бабасян:
– «Теория и методика преподавания иностранных языков». Для меня выбор был довольно простым: я всегда хотела быть учителем или наставником, мне нравилось взаимодействовать с детьми и подростками, и мой первый опыт репетиторства подтвердил, что это та работа, которая приносит мне радость. Каждое проведенное занятие давало мне чувство, что я могу делать что-то по-настоящему важное и полезное.
Алина Миссан:
– «Межкультурная корпоративная коммуникация». Это был мой лучший выбор за весь период обучения, так как дисциплины именно этой специализации подарили мне самые интересные знания, познакомили с самыми интересными людьми и помогли определить для себя дальнейший карьерный трек. С выбором этой специализации я определилась ещё на первом курсе, так как мне сразу показалось, что это безумно интересно – изучать взаимодействие разных культур и постигать азы корпоративной культуры.
Софья Котерева:
– Межкультурная коммуникация, потому что это позволило понять, как происходит взаимодействие культур, как международные компании выстраивают эффективную коммуникацию между работниками разных национальностей и т.д.
Елизавета Бабасян:
– Сложно выделить что-то одно. Я всегда сильно любила всё, что было связано с моей специализацией – теорией и методикой преподавания. И лекции, и семинары вдохновляли становиться лучше в своей профессии и постоянно развиваться. Помимо этого, я совершенно внезапно для себя влюбилась в дисциплину «Основы метафорологии»: просто не ожидала, что мир метафор настолько меня завлечёт, а в итоге даже поучаствовала на конференции с исследованием в этой области. Также мне запомнились научно-исследовательские семинары, рассказывающие о неочевидных сторонах лингвистики и практический курс фонетики, на котором нам ставили красивое британское произношение.
Софья Котерева:
– Участие в программе мобильности (обучение в Венеции) и студенческое руководство Французским клубом ШИЯ НИУ ВШЭ на протяжении двух лет.
Благодаря учёбе в университете Ca’Foscari я смогла погрузиться в настоящую многонациональную среду и развить навыки межкультурной коммуникации.
Студенческое руководство Французским клубом тоже было очень приятным и полезным во всех отношениях опытом. С первого курса я стала одним из организаторов клуба, на втором – заместителем студенческого руководителя, а с третьего курса уже студенческим руководителем. Вместе с дружной командой мы во внеучебное время организовывали регулярные мероприятия (2-3 в месяц). Мероприятия проходили в формате разговорных встреч, вечеров настольных игр, киновечеров, экскурсий и квизов. Помимо этого, мы активно участвовали в общеуниверситетских мероприятиях (фестиваль EXTRA, фестиваль НОЧЬ, День рождения ФЭН ВШЭ, HSE RUN и др). В 2020 и 2021 годах на наших мероприятиях было много французов, сейчас стало больше франкоговорящих студентов из Алжира, Буркина-Фасо, Габона, Туниса, Бельгии.
Алина Миссан:
– Моё главное достижение – это то, что я смогла определиться, кем хочу стать и какие профессиональные навыки нужно для этого развивать. При поступлении у меня не было понимания, чем я вообще хочу заниматься, и, конечно, в своё время меня это пугало. Но обстоятельства сложились так удачно, что я встретила людей, которые стали для меня определенными «role models» и помогли мне определиться с планами дальнейшего профессионального и личностного развития.
Елизавета Бабасян:
– Наверное, я хотела бы выделить даже не полученный с огромным трудом красный диплом, международные сертификаты, публикации и так далее. Я бы сказала, что благодаря Школе иностранных языков я нашла себя и своё предназначение, попробовала практически всё, что могла, и научилась реализовывать свои задумки и добиваться результата, за который не стыдно.
Алина Миссан:
– С октября 2023 года я работаю в проекте Техпросвет ВКонтакте (Техпросвет – сообщество в социальной сети ВКонтакте, призванное популяризировать технологии). Сначала я пришла туда на стажировку в отдел маркетинга и вскоре была принята на работу. Поэтому планирую дальше трудиться над этим проектом вместе с нашей талантливой командой и продвигать технологическую повестку в массы. Также планирую поступить в магистратуру, так как убеждена, что для достижения высоких профессиональных результатов и получения высоких должностей нужно постоянно учиться и развиваться.
Елизавета Бабасян:
– Я вернусь в Школу иностранных языков в качестве студента магистратуры, чтобы продолжить начатое и реализовать задуманное ещё в бакалавриате. Параллельно с этим мне хотелось бы работать по своей специальности – преподавать иностранные языки (а чуть позже, надеюсь, и методику преподавания в университете). Буду надеяться, что всё сложится, но точно знаю, что впереди очень много интересного.
«Большая межкультурная семья!», – Софья Котерева.
«Развитие, люди и тепло», – Алина Миссан.
«Люди. Жизнь. Вдохновение», – Елизавета Бабасян.
Школа иностранных языков НИУ ВШЭ гордится своими выпускниками и всегда готова поддержать в реализации самых амбициозных планов.
Активная деятельность выпускников Школы иностранных языков в различных областях также отмечена на общеуниверситетском уровне включением выпускников в шорт-лист номинантов на Премию для выдающихся выпускников НИУ ВШЭ.
Школа иностранных языков НИУ ВШЭ с радостью ждёт встречи с новыми абитуриентами на образовательной программе бакалавриата «Иностранные языки и межкультурная коммуникация».
На сегодняшний день на программу подано свыше 1 500 заявлений, интенсивность подачи превышает показатели прошлого года. Обращаем Ваше внимание, что приём заявок на бюджетные места открыт до 25 июля 2024 года.
Напоминаем, что подать документы можно онлайн через портал Госуслуг «Поступление в вуз онлайн» или с помощью Единого личного кабинета абитуриента НИУ ВШЭ, а также очно по адресу Приемной комиссии.
По вопросам, связанным с подачей документов, можно обратиться к Симоновой Елене Алексеевне, менеджеру образовательной программы «Иностранные языки и межкультурная коммуникация» (телефон: 8 (495)772-95-90*224-88, адрес эл. почты: eakochetkova@hse.ru) и Лапшиной Алёне Андреевне, менеджеру по работе с абитуриентами, студентами и выпускниками (телефон: 8 (495)772-95-90*15387, адрес эл. почты: aalapshina@hse.ru).
Школа иностранных языков НИУ ВШЭ желает всем абитуриентам больших успехов при поступлении! До встречи!