Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: г. Москва, ул. Старая Басманная, д. 21/4 (схема проезда)
Телефон: +7 (495) 772-95-90 внутр. 23152 (секретарь)
E-mail: fldepartment@hse.ru; langhse@gmail.com
Абитуриентам: soflabitur@hse.ru
Телефон секретаря: +7 (495) 772-95-90 внутр. 23152
35 бюджетных мест
25 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
180 платных мест
15 платных мест для иностранцев
25 бюджетных мест
30 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
10 платных мест
6 платных мест для иностранцев
Замковая М. А., Соловьева И. В.
Отечественная и зарубежная педагогика. 2023. Т. 1 . № 1 (90) . С. 50-66.
В кн.: "Мягкая сила" в Черноморско-Средиземноморском регионе. М.: Институт Европы РАН, 2023.
EasyChair preprints. code. Easy Chair, 2022. No. 9308.
Почему Вы выбрали именно программу "Иностранные языки и межкультурная коммуникация" Вышки?
Это довольно занятная история, 10-11 класс я учился в физмат лицее 1511 при МИФИ и был в полной уверенности, что туда же и буду поступать на какого-нибудь программиста или физика-ядерщика, но в 11 классе я резко осознал, не хочу быть ни тем, ни другим. Времени и ума на продумывание стратегии с далёким горизонтом планирования не было, так что решил идти туда, где получу те навыки, которые в любой сфере будут полезны, а там видно будет. Иностранные языки и коммуникации вполне подходили под такое описание, так что долго я не колебался.
Что Вам больше всего понравилось во время обучения?
Понравилось… Хм, наверное, спорить. Да, очень понравилось то, что с преподавателями можно было дискутировать и за это хвалили, а не карали. Справедливости ради нужно отметить, что не всем это нравилось, так что, если это будет читать кто-то, кто вздыхал «опять он со своими тупыми вопросами…» - прошу меня простить.
Не уверен, следует ли в этом разделе писать благодарности конкретным учителям и программам или лучше приберечь это для «Поля Чудес», поэтому сделаю это кратко и без фамилий. Лучше курсы для меня были немецкий, литература, курсовые работы и преподавание. Моя преподавательница по немецкому – человек, которого я вспоминаю не только когда веду уроки или слышу немецкую речь, но и каждый раз, когда мне нужно взять себя в руки, улыбнуться и сказать «Keine Panikaufder Titanic».
Литература в свое время очень сильно мне помогла перековаться из «технаря» если не в «гуманитария», то хотя бы в человека, который не теряется, когда вокруг начинают обсуждать отсылки на «Улисса».
Курсовые работы – основополагающая часть образования, там учишься учиться самостоятельно, планировать свою работу, искать источники. Вернее сказать, научный руководитель тебя этому учит, спасибо им за это.
Ну и педагогика с Еленой Николаевной Солововой, думаю, не нуждается в описании.
На Ваш взгляд, насколько котируется наш диплом при трудоустройстве в сфере образования?
Однозначно, котируется. Вышка – мощный бренд, который пробивает навылет многие бюрократические барьеры, особенно, если вам повезло учиться именно у Солововой, ее помнят и чтят. Кроме того, выпускники вышки сами сколачивают себе репутацию, показывая уровень подготовки и работоспособность.
Несколько слов о педпрактике на третьем курсе, как все прошло.
О! Это мой любимый вопрос. 90% практических знаний и навыков, которые я получил в университете, я получил в период практики. И именно тогда я окончательно уверился, что могу и хочу быть учителем, по крайней мере, какое-то время.
Вы работаете в школе: в чем плюсы такой работы? У каких классов ведете уроки?
Я вот уже год работаю в школе учителем английского. Надо сказать, что преподавать английский я стал значительно раньше, но вот в школу устроился только год назад - сразу после выпуска. Принято считать, что у нашей профессии три всего плюса: июнь, июль и август, я категорически не согласен. Во-первых, учитель сейчас может зарабатывать действительно достойные деньги, а в профессии это главное, ведь кто бы что не говорил, но на работу мы ходим именно за деньгами, остальное – приятные или не очень, но побочные эффекты. Во-вторых, работая учителем, ты убиваешь сразу двух зайцев – сам постоянно учишься новому и никогда не скучаешь, а я по собственному опыту знаю, как трудно заниматься чем-то скучным. Ну и наконец, быть учителем круто, особенно, в молодости, когда ты хочешь изменить весь мир к лучшему, а учителя – те люди, которые больше всего влияют на мир.
Какие навыки, полученные во время учебы, Вам помогают в работе?
В первую очередь знания предмета, разумеется, не все они были получены в университете, но значительная их часть. Ну и готовность брать и делать, несмотря на сложность задачи. Не уверен, что этот навык подразумевался в университетской программе, но точно появился в университетские годы.
Поддерживаете ли Вы контакты с преподавателями?
Разумеется. Мы даже провели практику для студентов нашего факультета у нас в школе. Но я, конечно, очень сожалею, что не со всеми преподавателями находятся точки соприкосновения, чтобы поддерживать отношения, а если сожалею, значит, буду работать, чтобы исправить это.