• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: г. Москва, ул. Старая Басманная, д. 21/4 (схема проезда)

Телефон: +7 (495) 772-95-90 внутр. 23152 (секретарь)

E-mail: fldepartment@hse.ru; langhse@gmail.com

Абитуриентам: soflabitur@hse.ru

Руководство
Школа иностранных языков: Руководитель школы Колесникова Екатерина Алексеевна

Телефон секретаря: +7 (495) 772-95-90 внутр. 23152

Школа иностранных языков: Заместитель руководителя школы Врадий Надежда Валентиновна

Выразительная кнопка
Выразительная кнопка

Образовательные программы
Бакалаврская программа

Иностранные языки и межкультурная коммуникация

4 года
Очная форма обучения

Информация о количестве бюджетных и платных мест будет объявлена не позднее 20 января 2025 года

Иностранным абитуриентам на программе доступны как бюджетные (стипендии Правительства РФ для иностранных граждан), так и платные места

RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Иностранные языки и межкультурная коммуникация

2 года
Очная форма обучения

Информация о количестве бюджетных и платных мест будет объявлена не позднее 20 января 2025 года

Иностранным абитуриентам на программе доступны как бюджетные (стипендии Правительства РФ для иностранных граждан), так и платные места

RUS/ENG
Обучение ведется на русском или английском языках
Глава в книге
Symbolic meaning of numbers in Chinese and Russian culture
В печати

Baglai N. O.

In bk.: Новый мир. Новый язык. Новое мышление. Выпуск VII: Материалы VII международной научно-практической конференции. M.: Дипломатическая академия Министерства иностранных дел Российской Федерации, 2024.

Препринт
Digital resources on the Uralic languages of Siberia: an overview, evaluation and application

Fedotova I.

Arts and Humanities. No. osf.io, 2023

«Язык — ключ к пониманию души страны»

«Язык — ключ к пониманию души страны»

Фото: freepic.com

21 страна и 52 университета каждый семестр открывают двери для студентов НИУ ВШЭ — участников международной программы академической мобильности. В осеннем семестре этого года учиться в государственный университет Ca’Foscari (Венеция, Италия) по программе академической мобильности отправилась Софья Малюкова, студентка 3-го курса бакалаврской программы «Иностранные языки и межкультурная коммуникация» Школы иностранных языков НИУ ВШЭ.

Ее обучение в Ca’Foscari, богатая история которого насчитывает свыше 150 лет, продлится два модуля: с сентября 2024 года по февраль 2025-го.

Почему Италия и венецианский университет

— Я еще с 10-го класса мечтала учиться в Италии, и сегодня благодаря Школе иностранных языков НИУ ВШЭ моя мечта воплотилась в жизнь. Венецианский университет Ca’Foscari я выбрала благодаря положительным отзывам студентов нашей образовательной программы, которые уже учились в Венеции и были в полном восторге от этого вуза. Кроме этого, процесс составления учебного плана оказался достаточно легким, так как Ca’Foscari предлагает обширный список предметов для иностранных студентов.

Учеба в Школе иностранных языков ВШЭ

— Итальянский я изучала с 14 лет с преподавателем, вне школьной программы, потому что меня всегда привлекала культура и история Италии, а язык — это ключ к пониманию души страны. Сейчас мой уровень итальянского языка С1-С2, что позволяет мне не только свободно общаться в университете, но и чувствовать себя уверенно за его пределами.

Поступив на 1-й курс бакалавриата в Школу иностранных языков (ШИЯ) НИУ ВШЭ, я решила в качестве второго иностранного языка выбрать французский, потому что мне хотелось изучать еще один язык с нуля. А интенсивно развивать навыки итальянского я продолжаю благодаря разнообразию внеучебных мероприятий Школы иностранных языков НИУ ВШЭ, связанных с итальянским: принимаю участие в ежегодной Международной научно-практической конференции для студентов и аспирантов “Lingua e cultura italiana: soft power nel XXI secolo”, а также помогаю с подготовкой мероприятий для Итальянского клуба ШИЯ НИУ ВШЭ.

Итальянский клуб ШИЯ НИУ ВШЭ
Итальянский клуб ШИЯ НИУ ВШЭ
Фото из личного архива Софьи Малюковой

Образовательная программа в венецианском университете

— Программа на этот семестр насыщенная. Буду изучать английский и французский языки, теорию первого иностранного языка, теорию преподавания иностранного языка, межкультурную коммуникацию. Мобильность в университете Ca’Foscari, безусловно, принесет мне новый уникальный опыт для будущей карьеры. Этот университет является одним из самых сильных в сфере лингвистики. Здесь я смогу расширить свои знания в уникальной межкультурной академической среде и узнать, как культурные различия влияют на корпоративное взаимодействие, что особенно важно для моей специализации «Межкультурная корпоративная коммуникация», к изучению которой я приступаю в этом учебном году.

Жизнь в городе контрастов

— Венеция, безусловно, сразу произвела на меня сильное впечатление. Это город, который кажется сказочным и почти нереальным, особенно когда ты видишь его впервые. Прогуливаясь по узким улочкам, переходя через многочисленные мосты, понимаешь, что каждый уголок здесь дышит историей. Венеция — город контрастов. С одной стороны, это туристический центр, что сильнее всего ощущается в центре города. Но стоит свернуть в сторону, углубиться в менее известные кварталы, как ты попадаешь в тихие, почти безлюдные места, где кажется, что время остановилось.

Конечно, первое время пришлось привыкать к отсутствию привычных улиц, проспектов и автомобилей. Вместо них местные жители передвигаются на водных трамваях (вапоретто), это очень удобно и быстро.

Что касается климата, здесь очень высокая влажность, которая особенно чувствуется в сезон дождей (обычно это конец октября и февраль). В дождливые дни улицы могут быть слегка затоплены, этот феномен называется «высокая вода» (aqua alta), и тогда приходится обходить улицы рядом с каналами. Поэтому жизнь на воде — это не только романтика, но и определенные трудности. С другой стороны, в этом есть свое обаяние: Венеция окружена водой, и ты всегда это ощущаешь.

Когда я выбирала жилье, я хотела жить не в самой Венеции, а на материковой части, где больше удобств для жизни. Поэтому я нашла квартиру в небольшом городе Местре в 15 минутах от Венеции. Эти города соединены регулярными автобусами и электричками, поэтому проблем с транспортом не возникает.

А для студентов в Венеции существует специальная транспортная карта, которая позволяет перемещаться по Венеции и ближайшим городам (Местре и Маргера) на автобусе, трамвае и вапоретто. Некоторые кампусы университета Ca’Foscari находятся вблизи от остановок вапоретто, поэтому студенты тоже активно пользуются этим транспортом. Тем не менее в Италии часто бывают забастовки, во время которых сотрудники транспортной отрасли не работают, поэтому приходится заранее планировать свои маршруты.

Венеция
Венеция
Фото из личного архива Софьи Малюковой

В Ca’Foscari — как дома

— Учеба в венецианском университете — незабываемый опыт благодаря межкультурному обмену, так как здесь учатся студенты со всего мира. Среди моих друзей есть не только итальянцы, но и ребята из Японии, Кореи, Турции, Америки, Великобритании, России.

Ко всем иностранным студентам отношение очень доброжелательное, в том числе со стороны преподавателей, которые очень ценят иностранных студентов и всегда готовы помочь. Все итальянцы очень гостеприимны и открыты, поэтому среди них я сразу почувствовала себя как дома.

В университете пары обычно начинаются рано утром, но некоторые предметы могут проходить и вечером, все зависит от курса. Пара длится полтора часа, это универсально для всех итальянских университетов. Кроме того, помимо пар в итальянском университете, я в онлайн-формате прохожу некоторые обязательные предметы моей образовательной программы в НИУ ВШЭ.

В целом моя нагрузка здесь распределена очень удобно, благодаря чему я успеваю уделять время дополнительному образованию, своим хобби и путешествиям по Италии. Например, я уже успела побывать в семи городах: Рим, Милан, Флоренция, Верона, Пескьера-дель-Гарда, Падуя и Тревизо.

Что касается столовой, в университете она имеется, но не во всех кампусах. Например, некоторые кампусы — это просто аудитории в исторических зданиях, где столовая не предусмотрена. Более того, перемены между парами длятся всего 15 минут, поэтому лучше всего брать перекус из дома, чтобы не стоять в очереди в столовой. Я чаще всего готовлю дома, но также люблю пробовать различные блюда итальянской кухни. Иногда мы вместе с иностранными друзьями собираемся у итальянцев, готовим вместе пасту и общаемся, обмениваясь впечатлениями и рассказывая друг другу о наших культурах.

Учеба здесь — это уникальный культурный опыт, который я точно не забуду. Венеция учит не спешить, наслаждаться моментом и красотой вокруг. В Венеции есть особая магия, которую невозможно объяснить словами, а можно только прочувствовать, увидев город воочию.

Советы тем, кто хочет принять участие в академической мобильности

— Прежде всего необходимо было составить индивидуальный учебный план и согласовать его с учебным офисом. Я выбирала предметы, которые буду изучать в Италии и перезачту по возвращении. Поэтому очень важно, чтобы содержание учебного плана соответствовало дисциплинам, изучаемым в это время на нашей образовательной программе в Школе иностранных языков НИУ ВШЭ.

Важным документом также было мотивационное письмо, так как именно в нем я могла объяснить, как связана возможность участия в программе мобильности с моими академическими и карьерными целями и почему именно моя кандидатура должна быть выбрана. Мотивационное письмо — это единственная возможность «поговорить» с принимающей комиссией, поэтому очень важно рассказать о своем опыте, личных качествах и планах на будущее. Не бойтесь в полной мере раскрыть свои достижения и показать стремление к новым вершинам! 

Кроме мотивационного письма, значимую роль играют рекомендательные письма от преподавателей. По моему опыту, важно, чтобы они отражали различные аспекты вашей деятельности. Например, я приложила рекомендации, которые охватывали не только мои академические успехи, но и внеучебные достижения (активное участие в жизни Школы иностранных языков НИУ ВШЭ и Итальянского клуба ШИЯ НИУ ВШЭ, опыт волонтерства на олимпиадах и работы учебным ассистентом преподавателя).

Мой главный совет — начните подготовку к конкурсу заранее и тщательно проработайте каждый документ. Подойдите к этому процессу максимально ответственно и учитывайте, что комиссия обращает внимание не только на ваши академические успехи, но и на то, как вы проявляете себя вне учебы. Покажите свою активность и интересы, расскажите, как связана программа академической мобильности с вашими планами на будущее, и тогда ваши шансы на успешное прохождение отбора значительно увеличатся.

И конечно, ничего не бойтесь. Идите за своей мечтой, дерзайте и будьте уверены, что получить заветное письмо о том, что вы прошли конкурсный отбор на программу академической мобильности, вполне реально. Желаю удачи!