• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Сила преподавания и межкультурного общения – в гибкости», – интервью с выпускницей магистратуры ШИЯ Анной Гридневой

Выпускница образовательной программы магистратуры «Иностранные языки и межкультурная коммуникация» Школы иностранных языков НИУ ВШЭ Анна Гриднева помогает обучающимся частной школы «Летово» выстраивать индивидуальные учебные траектории, ведя всю коммуникацию на английском языке. О том, как адаптировать коммуникацию под аудиторию и что позволяет создавать среду, где школьники учатся принимать решения, основываясь на своих сильных сторонах и целях, Анна рассказывает в специальном репортаже

«Сила преподавания и межкультурного общения – в гибкости», – интервью с выпускницей магистратуры ШИЯ Анной Гридневой

Фотография из личного архива Анны Гридневой

Выпускница образовательной программы магистратуры «Иностранные языки и межкультурная коммуникация» Школы иностранных языков НИУ ВШЭ 2023 года Анна Гриднева работает в частной школе «Летово», которая неизменно занимает высокие позиции в мировых и российских рейтингах.

Мы узнали у Анны, какие компетенции, полученные в НИУ ВШЭ, помогают ей успешно выстраивать индивидуальные образовательные траектории, раскрывающие потенциал учеников.

 

– Анна, расскажите, пожалуйста, как долго Вы работаете в частной школе «Летово» и какие у Вас задачи.

Я присоединилась к команде «Летово» в 2022 году в Департамент управления пансионом. Начинала с позиции младшего воспитателя, а сейчас руковожу одним из домов пансиона. За это время моя роль значительно расширилась: если в первые месяцы я фокусировалась на поддержке учеников в бытовых вопросах, то сегодня координирую воспитательные процессы, управляю командой воспитателей и выстраиваю индивидуальный подход к каждому ребёнку.

Моя ключевая задача создать комфортную среду для жизни и обучения. Мы с коллегами помогаем ребятам адаптироваться к режиму пансиона, сопровождаем их в академических и личных вопросах и поддерживаем постоянный диалог с родителями. При этом вся коммуникация с учениками ведется на английском это не только язык повседневного общения, но и часть образовательной философии школы.

В 2024 году я также стала наставником: теперь я помогаю подопечным выстраивать индивидуальные учебные траектории, выбирать курсы и осознанно подходить к своему развитию. Для меня это особенно ценный опыт видеть, как школьники учатся принимать решения и постепенно раскрывают свой потенциал.

 

– Что помогает ребятам определиться с профилем углублённого изучения и что в своё время помогло Вам при выборе своего профессионального пути и специализации в магистратуре «Иностранные языки и межкультурная коммуникация»?

В «Летово» профиль углублённого изучения формируется вокруг интересов ученика: школьник выбирает курсы, которые его увлекают, но при этом должен подтвердить свой уровень усердием и результатами например, через контрольные тесты. Такой подход учит осознанности: ребята не просто следуют общему потоку, а учатся принимать решения, основываясь на своих сильных сторонах и целях.

Что касается моего пути, то интерес к английскому языку и межкультурному взаимодействию во многом определился ещё в детстве благодаря поддержке семьи и вдохновляющему педагогу, который показал, что язык это не просто грамматика, а инструмент для живого диалога между культурами. Однако осознанный выбор в пользу магистратуры «Иностранные языки и межкультурная коммуникация» пришёл после бакалавриата: я поняла, что свободного владения языком недостаточно важно понимать, как люди разных культур мыслят, выражают эмоции и выстраивают коммуникацию. 

Особую роль в этом сыграла Вышка её среда, где студенты не просто учатся, а вовлекаются в диалог с преподавателями на равных. Для меня стало откровением, насколько академическая культура НИУ ВШЭ ориентирована на критическое мышление и открытость. Некоторые педагоги, с которыми я работала, стали  профессиональными ориентирами: их стиль сочетание строгой экспертизы и уважения к индивидуальности студента я теперь стараюсь транслировать в своей практике.

– Какие навыки и компетенции, приобретённые за период обучения в Школе иностранных языков НИУ ВШЭ, больше всего помогают Вам сейчас в профессии?

Обучение в Школе иностранных языков НИУ ВШЭ дало мне не просто углублённое знание английского, а целый набор инструментов, которые крайне важны в моей работе. Сегодня, работая в международной среде «Летово», я особенно цену навыки, полученные в магистратуре: умение видеть за языком культурные коды, адаптировать коммуникацию под аудиторию и создавать пространство для диалога. Это именно то, чем я горжусь и что продолжает вдохновлять меня в профессии. Отдельно также отмечу следующее:

1. Гибкость в межкультурном общении.

В «Летово» собралась международная команда, которая привносит свои образовательные традиции. Благодаря магистратуре я не просто свободно говорю на английском, а понимаю культурные тонкости: например, как по-разному могут восприниматься обратная связь, иерархия или даже юмор. Это помогает находить общий язык как с коллегами из разных стран, так и с учениками.

2. Посредничество и управление разнообразием.

Программа научила меня видеть за языком ценности и установки людей. Когда в пансионе возникают конфликты или недопонимание, я могу уверенно выступать «посредником».

3. Академическая культура.

Работать в «Летово» значит постоянно учиться. Магистратура привила мне навык критически анализировать образовательные тенденции. А ещё привычку к решениям, основанным на данных: мы не просто «пробуем», а оцениваем эффективность методов, и тут очень пригодились исследовательские курсы.

Благодаря знаниям по межкультурной прагматике теперь я замечаю, как тонко язык влияет на отношения. Например, в англоязычной среде важно явно проговаривать ожидания, а в русской традиции многое подразумевается. Это знание помогает мне выстраивать чёткие, но неформальные правила в доме пансиона.

И главное: я осознала, что межкультурная коммуникация это не про «правильно или неправильно», а про любознательность и умение задавать вопросы. Именно такой подход сейчас помогает мне создавать в «Летово» среду, где комфортно и детям, и взрослым, вне зависимости от их происхождения.

 

– Ваш совет студентам, планирующим связать свою жизнь с преподаванием иностранных языков и культур.

–  Преподавание сегодня это не просто уроки, а создание мостов между мирами: будьте готовы сочетать лингвистику с психологией, диджитал инструментами и искусственным интеллектом. Самые прорывные методики рождаются на стыке дисциплин. Ваша сила в гибкости: если ваш профиль не вписывается в привычные рамки, значит, вы просто опережаете время. Что я поняла за время своего обучения? Язык учит не только говорить, но и переизобретать себя. Поэтому не ограничивайтесь одной плоскостью, когда мир предлагает вам целую вселенную возможностей!

https://letovo.ru